Т.А. Фролова
Аудит
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ
2.2. Этика аудиторов
Этика – это система норм нравственного поведения
человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.
Профессиональные организации (Российская коллегия
аудиторов и Российская аудиторская палата) разрабатывают кодексы
профессиональной этики аудиторов. Нарушители этических норм профессионального
поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему
моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов осуждает неэтичное
поведение отдельных аудиторов и требует их наказания вплоть до исключения из
своей среды, лишения квалификационного аттестата аудитора.
К основным этическим нормам относятся следующие:
1) соблюдение общепринятых моральных норм и
принципов. Аудитор должен соблюдать правдивость и честность в поступках и
решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах,
непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных, нравственных и
правовых норм;
2) соблюдение общественных интересов. Внешний
аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей
бухгалтерской отчетности, а не только заказчика
3) объективность аудитора. Объективной
основой для выводов, рекомендаций и заключений может быть только достаточный
объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно
неточно или предвзято. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут
зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать
взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его
суждений и выводов, либо немедленно прекращать их;
4) внимательность аудитора. При проведении
аудиторских услуг нужно внимательно и серьезно относится к своим обязанностям,
соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, проверять подчиненных
специалистов;
5) профессиональная компетентность аудитора.
Аудиторская фирма может привлечь специалистов для помощи аудиту в решении
поставленных задач;
6) конфиденциальная информация клиентов.
Публикация и иное разглашение конфиденциальной информации не являются
нарушением профессиональной этики в случаях:
а) когда это сделано с разрешения клиента, а также
с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
б) когда это предусмотрено законодательными актами
или решениями судебных органов;
в) для защиты профессиональных интересов аудиторов
в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого
руководителями клиента;
г) когда клиент ненамеренно и незаконно вовлек
аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам;
7) налоговые отношения. Аудиторы не должны
скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое
законодательство в своих интересах или в интересах других лиц. При оказании
профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами
клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать
фальсификации в целях уклонения от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита
фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате
налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и
ревизионной комиссии общества, а также предупредить их о возможных последствиях
и путях исправления нарушений и ошибок.
8) плата за профессиональные услуги. Плата
должна выплачиваться в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг.
Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта,
профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не
должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или
обусловливаться иными обстоятельствами;
9) независимость аудитора. Аудиторы обязаны
отказаться от оказания услуг, если имеются обоснованные сомнения в их
независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
Критерии независимости аудиторов установлены ст. 8
закона «Об аудиторской деятельности». Так, аудит не может осуществляться:
- аудиторами, являющимися учредителями
(участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами,
несущими ответственность за организацию и ведение бухучета и составление
финансовой отчетности;
- аудиторами, состоящими с учредителями
(участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами в близком
родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры,
родители и дети супругов);
- аудиторскими организациями, руководители и иные
должностные лица которых являются учредителями аудируемых лиц, их должностными
лицами, бухгалтерами;
- аудиторскими организациями, руководители и иные
должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья,
сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями
аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами;
- аудиторскими организациями и аудиторами,
оказывавшими в течение 3 лет, непосредственно предшествующих аудиторской
проверке, услуги по восстановлению и ведению бухучета, а также составлению
финансовой отчетности.
В заключении или ином другом документе аудитор
обязан без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении
клиента. Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости
аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:
а) предстоящие или ведущиеся судебные дела с
организацией клиента;
б) финансовое участие аудитора в делах организации;
в) финансовая и имущественная зависимость аудитора
от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации,
кредитование, кроме банковского);
г) косвенное финансовое участие в организации через
родственников, служащих, через основные и дочерние организации;
д) родственные и личные дружеские отношения с
директорами и высшим управляющим персоналом организации;
е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также
получение от него товаров и услуг по ценам ниже рыночных цен;
ж) участие аудитора (руководителей аудиторской
фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних
организаций;
з) неосторожные рекомендации и советы аудитора о
финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют финансовые
интересы;
и) прежняя работа аудитора в организации клиента
либо в его управляющей организации на любых должностях;
к) предложения от клиента о назначении аудитора на
руководящую и иную должность в организации;
10) отношения между аудиторами. Аудиторы
обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от
необоснованной критики их деятельности;
11) отношения аудиторов с аудиторской
организацией. Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками
аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, способствовать авторитету
и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения
с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом
клиента;
12) публичная информация и реклама. Она может
быть представлена в СМИ, специальных изданиях аудиторов, в адресных и
телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Этапы формирования мировой экономики
Этапы формирования и развития капитализма - Проклин А.Н. История экономики
Этапы становления и развития экономики
Этика бизнеса в России и в мире
Управление персоналом: Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Этика и культура фирмы
|