Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Бухгалтерский учет

Т.А. Фролова
Аудит

Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ

2.2. Этика аудиторов

Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.

Профессиональные организации (Российская коллегия аудиторов и Российская аудиторская палата) разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов осуждает неэтичное поведение отдельных аудиторов и требует их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата аудитора.

К основным этическим нормам относятся следующие:

1) соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Аудитор должен соблюдать правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных, нравственных и правовых норм;

2) соблюдение общественных интересов. Внешний аудитор обязан действовать  в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика

3) объективность аудитора. Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений может быть только достаточный объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их;

4) внимательность аудитора. При проведении аудиторских услуг нужно внимательно и серьезно относится к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, проверять подчиненных специалистов;

5) профессиональная компетентность аудитора. Аудиторская фирма может привлечь специалистов для помощи аудиту в решении поставленных задач;

6) конфиденциальная информация клиентов. Публикация и иное разглашение конфиденциальной информации не являются нарушением профессиональной этики в случаях:

а) когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;

б) когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;

в) для защиты профессиональных интересов аудиторов в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями клиента;

г) когда клиент ненамеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам;

7) налоговые отношения. Аудиторы не должны скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах или в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификации в целях уклонения от уплаты налогов и обмана налоговой службы.

О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии общества, а также предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.

8) плата за профессиональные услуги. Плата должна выплачиваться в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.

Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами;

9) независимость аудитора. Аудиторы обязаны отказаться от оказания услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.

Критерии независимости аудиторов установлены ст. 8 закона «Об аудиторской деятельности». Так, аудит не может осуществляться:

- аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухучета и составление финансовой отчетности;

- аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

- аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами;

 - аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами;

- аудиторскими организациями и аудиторами, оказывавшими в течение 3 лет, непосредственно предшествующих аудиторской проверке, услуги по восстановлению и ведению бухучета, а также составлению финансовой отчетности.

В заключении или ином другом документе аудитор обязан  без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента. Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:

а) предстоящие или ведущиеся судебные дела с организацией клиента;

б) финансовое участие аудитора в делах организации;

в) финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского);

г) косвенное финансовое участие в организации через родственников, служащих, через основные и дочерние организации;

д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации;

е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам ниже рыночных цен;

ж) участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;

з) неосторожные рекомендации и советы аудитора о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют финансовые интересы;

и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;

к) предложения от клиента о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации;

10) отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности;

11) отношения аудиторов с аудиторской организацией. Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиента;

12) публичная информация и реклама. Она может быть представлена в СМИ, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов.

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Этапы формирования мировой экономики
Этапы формирования и развития капитализма - Проклин А.Н. История экономики
Этапы становления и развития экономики
Этика бизнеса в России и в мире
Управление персоналом: Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Этика и культура фирмы



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру