Т.А. Фролова
Бухгалтерский учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
4.3. Документация по учету движения МПЗ
Приходные документы.
Для получения материалов со склада
поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются
соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
При поступлении материалов на склад материально
ответственное лицо (завскладом, кладовщик) проверяет соответствие количества,
качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика
(спецификации, отвесы, накладные, сертификаты, удостоверения). При полном
соответствии количества фактически поступивших МПЗ документам выписывается приходный
ордер (М-4). Разрешается не выписывать этот ордер, а ставить на документах
поставщика штамп с основными реквизитами приходного ордера. Заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной
номер приходного ордера.
Если поставщик доставляет материалы транспортом со
своего склада, то он выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5,
М-6).
При установлении
несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству,
указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов
не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой,
течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая
оформляет ее актом о приемке материалов.
Акт о приемке материалов (М-7) применяется для оформления поступивших МПЗ без
платежных документов или в случае расхождений с данными сопроводительных
документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным
участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации,
завскладом и представителя отдела снабжения предприятия. Акт составляется в 2-х
экземплярах. 1-й направляется в бухгалтерию, второй – в отдел маркетинга для
предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного
требования на излишки. В случае составления приемного
акта приходный ордер не оформляется.
Приходные документы составляются в день поступления
МПЗ. Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется
согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями
(службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и должностными лицами.
Материалы, закупленные
подотчетными лицами, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов
производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных
документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к
приходному кассовому ордеру), которые прикладываются к авансовому отчету
подотчетного лица.
Операции по передаче
материалов из одного подразделения организации в другое оформляются накладными
на внутреннее перемещение материалов (М-11).
Недостачи и порча,
выявленные при приемке
поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:
а) сумма недостач и порчи в
пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества
недостающих или испорченных материалов на продажную цену поставщика. Другие
суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не
учитываются.
Сумма недостач и порчи
списывается:
Д 94 К 60, 76.
Одновременно недостающие или
испорченные материалы списываются со счета 94 (К-т) и относятся на ТЗР или на
счета отклонений в стоимости материальных запасов (16).
Если испорченные материалы
могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются
по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь
от порчи;
б) недостачи и порча
материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической
себестоимости.
Фактическая себестоимость
недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается:
Д 76 субсчет 2
«Расчеты по претензиям» К 60.
При оприходовании поступивших
от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем,
соответственно уменьшается стоимость материалов, ТЗР и НДС, включенные в
фактическую себестоимость недостачи и порчи.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды, хозяйственные
нужды (содержание зданий, ремонт), реализацию на сторону лишних материалов.
К ним относятся:
- лимитно-заборные карты (М-8, М-9);
- требование-накладная (М-11);
- накладная (М-15).
Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями,
выполняющими снабженческие или планирующие функции, в двух или трех экземплярах
сроком на один месяц (квартал). Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца
(квартала) ее действия передается подразделению организации - получателю
материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если
он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или
плановые функции для контроля.
Кладовщик отмечает в обоих
экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов,
которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика).
В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию.
Материально ответственные лица ведут карточки
складского учета материалов (М-12). Бухгалтерия открывает карточки на
каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их завскладом. По
мере поступления МПЗ на склад кладовщик выписывает приходный ордер или др.
документ и регистрирует его в карточке. На основании расходных документов в
карточке регистрируется расход материалов.
В установленные сроки кладовщик составляет реестры
сдачи документов на приход и расход материалов (М-13). Бухгалтер
материального отдела принимает документы при реестрах, проверяет правильность
отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета
(номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью,
после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.
Работник бухгалтерии должен проводить на складах
контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов. О
выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам
выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и
докладываются главному бухгалтеру.
Выявленные при
инвентаризации расхождения
между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются
в следующем порядке:
а) излишки запасов
приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на
финансовые результаты:
Д 10 К 91.
б) суммы недостач и
порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости,
которая включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю ТЗР,
относящуюся к этому запасу.
В бухгалтерском учете
недостача отражается:
Д 94 «Недостачи и потери от
порчи ценностей» К 10 – в части договорной (учетной) цены запаса;
Д 94 К 16 – при использовании
в учетной политике организации счетов заготовления и приобретения материалов к
счетам учета запасов в части доли ТЗР.
Недостача запасов и их порча
списывается со 94 в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство
или (и) на расходы на продажу; сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные
лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от
недостачи запасов и их порчи списываются на финансовые результаты.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Доказывание
Доказательства прав нового кредитора - ст.385 ГК РФ
Доказательства и материалы, на основании
которых составляется диспаша
Документация, имеющаяся на борту воздушного
судна
Документовед (Квалификационный справочник)
Документы
|