Т.В. Алесинская
Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.
3. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.2. Логистический процесс на складе
Логистические функции складов
реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. Различают
следующие основные складские операции:
·
разгрузка транспорта;
·
приемка товаров;
·
размещение на хранение;
·
отборка товаров из мест хранения;
·
комплектование и упаковка товаров;
·
погрузка;
· внутрискладское
перемещение грузов.
Логистический процесс на складе
условно можно разделить на три части:
1) операции, направленные
на координацию складской деятельности со службой закупки;
2) операции,
непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;
3) операции, направленные
на координацию складской деятельности со службой продаж.
Координация деятельности со службой закупки
Координация службы закупки
осуществляется в ходе операций по снабжению запасами посредством контроля за
ведением поставок.
·
Снабжение запасами. Основная задача
снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром в соответствии с
возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении
заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно
согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
·
Контроль за поставками. Учет и контроль за
поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность
переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и
необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым
увеличить оборот склада. Важной составляющей контроля поставок является операция
приемки поступивших грузов по
количеству и по качеству. Она предусматривает сверку фактических параметров
прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. В ходе
различных технологических операций в составе МП могут происходить несанкционированные
изменения, такие как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме
того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий
отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки,
несоответствие ассортиментного состава.
Переработка груза и его документации
· Разгрузка
и приемка грузов. Наиболее тесный технический и технологический контакт
склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при
осуществлении погрузочно-разгрузочных работ. Учитывая условия поставки
заключенного договора, подготавливаются места разгрузки под указанное
транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое
погрузочно-разгрузочное оборудование. Специальное оснащение мест разгрузки и
правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют проводить
разгрузку в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза, в связи с чем
сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки
обращения. Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе
зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида
используемых средств механизации.
· Внутрискладская
транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает
перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону
приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта
операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.
Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной
протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным»
маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских
зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида
оборудования на другое) должно быть минимальным.
· Складирование
и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и
укладке груза на хранение. Основной принцип рационального
складирования – эффективное использование объема зоны хранения.
Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и
обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом
пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом
нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов.
· Отборка
товаров из мест хранения может выполняться с разной степенью
механизации. В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном
стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый
товар. Такие склады называют статическими. Другой вариант отборки
реализуется в так называемых высотных динамических складах. Здесь
стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С
помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места
хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество
груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.
· Комплектация
(комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации
сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Подготовка
и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная
система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого
товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск
товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе
облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию
отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом
выбирается оптимальный маршрут доставки заказов.
· Транспортировка
и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и
самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда
заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и
при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и
экономически оправдана централизованная доставка заказов складом. В этом случае
благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается
значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность
осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к
сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
·
Сбор и доставка порожних товароносителей играют
существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры,
тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают
многооборотные, а потому требуют возврата отправителю.
Координации деятельности со службой продаж
На обеспечение координации
деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за
выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит
уровень обслуживания. Выделяют три основные категории элементов обслуживания:
допродажное, во время продажи и послепродажное.
·
Осуществлением допродажных услуг, например,
консультационных, по предоставлению информации, занимается служба продаж
или маркетинговая служба.
·
К продажным услугам относят: сортировку
товаров; полную проверку качества поставляемых товаров; фасовку и упаковку; замену
заказанного товара (изменение заказа); экспедиторские услуги с осуществлением
разгрузки; информационные услуги; заключение договоров с транспортными
агентствами.
· Послепродажные
услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям
продукции: установку изделий; гарантийное обслуживание; обеспечение запасными
частями; временную замену товаров; прием дефектной продукции и замену ее.
Важнейшим фактором эффективности
логистического процесса на складе является информационное обслуживание
склада, предполагающее сбор, обработку и хранение всей
информации о характеристиках товара, а также управление всеми
составляющими складского логистического процесса. В настоящее время в складском
процессе применяется множество информационных технологий, например, штриховое
кодирование, автоматическое считывание и занесение в информационную систему
информации о поступивших и хранимых товарах, отслеживание несанкционированных
перемещений товара и многие другие. Автоматизированные системы управления
складом позволяют оптимально размещать товар на стеллажах, ведут учет текущих
запасов, позволяют быстро находить нужный товар, выполнять комплектацию заказов
и т.д.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Логистические системы
Логистические операции (Алесинская Т.В.)
Логистические каналы
Логическая модель макроэкономики
Локальная шина PCI - Авдеев В.А. и др., 2001
Локальные нормативные акты,
содержащие нормы трудового права
|