Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Банковское дело

Боровская М.А., Налесная Я.А.
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Учебно-методическое пособие. Таганрог: ТРТУ, 2006

ТЕМА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

6.1. Структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики, и главным ее финансовым рычагом.

По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ценных бумаг среди инвесторов на финансовом рынке, и вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

Кроме того, в соответствии с мировой практикой рынок ценных бумаг делится на два - в значительной мере независимых друг от друга - рынка: организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой). В общем виде понятие «организованный рынок» подразумевает сделки, заключенные на фондовой бирже, в то время как понятие «свободный рынок» предполагает сделки с ценными бумагами вне биржи, которые осуществляются между покупателем и продавцом через посредников.

Организованный рынок требует, чтобы предлагаемые на продажу акции и облигации проходили специальную регистрацию и удовлетворяли набору дополнительных условий, предоставляющих максимум деловой информации о том бизнесе, для финансового обеспечения которого выпускаются именно эти бумаги. Их купля - продажа осуществляется путем заявки на фондовой бирже, а все связанные с этим процедурные вопросы строго регламентируются правилами этой биржи и государственным законодательством.

Свободный рынок в этом смысле не предъявляет жестких требований к продавцам и покупателям. Здесь действуют законодательные нормы, обеспечивающие полный контроль за предпринимательской деятельностью. В той же мере, что и на организованном рынке, компании, выпускающие ценные бумаги, несут административную и уголовную ответственность за обман или дезинформацию покупателя. Посредники действуют в соответствии с официальными нормами и правилами обслуживания клиентов, а сама купля - продажа ценных бумаг подлежит юридическому оформлению и имеет абсолютно правовой характер.

Остановимся более подробно на основах функционирования организованного и свободного рынка ценных бумаг.

Организованный рынок ценных бумаг - система фондовых бирж - обладает четырьмя неотъемлемыми чертами:

-      сделки совершаются часто;

-      между ценой спроса и ценой предложения почти никогда нет большого разрыва;

-      сделки проводятся очень быстро;

-      за короткое время, как правило, не бывает значительного колебания цен.

Все это обеспечивается комплексом целенаправленных организационных действий.

Прежде всего необходимо, чтобы круг держателей ценных бумаг каждой компании был как можно шире. Кроме того, следует всемерно способствовать совершению краткосрочных операций по купле-продаже. Другим важным фактором является наличие большого числа крупных компаний, однако на организованном рынке обязательно должны быть представлены средние и небольшие компании.

Также следует отметить тот факт, что организованный рынок обладает способностью к самоускорению и самозамедлению. Активный рынок создает впечатление легкой ликвидности ценных бумаг, чем стимулирует их покупку. Кроме этого, он привлекает к себе многообразием возможностей, что увеличивает число операций на кредитной основе.

Свободный рынок ценных бумаг можно охарактеризовать как не имеющий определенного местонахождения, сделки которого осуществляются вне биржи. Еще одно название – телефонный рынок – указывает на основной способ осуществления сделок.

Свободный рынок представляет собой вторую, не менее важную сферу распространения и оборота инвестиционных ресурсов. По некоторым видам бумаг он уступает, а по другим значительно превосходит биржевую систему. Это прежде всего касается государственных и муниципальных облигаций, акций многих банков, страховых и инвестиционных компаний. Вместе с ними там обычно циркулирует огромное число выпусков, которые в силу различных причин не могут обращаться на бирже. К ним относятся следующие:

-      выпуски, ориентированные на ограниченный круг потенциальных покупателей, требующие особых методов распространения;

-      малые выпуски;

-      бумаги с очень высокой ценой;

-      случаи, когда эмитент не хочет себя афишировать;

-      бумаги, где предложение соответствует спросу, то есть покупатель широко известен и распространить бумаги легко;

-      бумаги, выпущенные под залог недвижимости;

-      бумаги, тесно связанные с региональными хозяйственными комплексами или социально - производственной инфраструктурой.

Кроме всех перечисленных бумаг, на свободном рынке совершаются сделки с акциями крупных компаний, циркулирующих в биржевой системе.

Основными участниками свободного рынка являются брокерско-дилерские конторы, для которых характерна сравнительно узкая специализация по видам бумаг и сделок, а также банки и инвестиционные компании. В свою очередь банки подразделяются на инвестиционные, главным предметом деятельности которых является подписка на распространение акций и облигаций различных корпораций, и коммерческие, занимающиеся на свободном рынке главным образом распродажей федеральных и местных облигаций. Значительное число сделок на свободном рынке осуществляется не на комиссионной, а на чистой (или дилерской) основе. Это означает, что услуги клиентам оказываются ради дохода от разницы цен - от последующей перепродажи дилером бумаг по более высокой цене либо от их покупки для клиентов по более низкой цене.

Свободный рынок всегда находится не только под государственным контролем, но и под контролем со стороны ассоциации, объединяющей данных рыночных субъектов. Во всех развитых капиталистических странах участники свободного рынка, как и участники фондовых бирж, подлежат не только юридическому, но и профессионально-квалификационному контролю.

В заключение следует отметить, что комиссионное вознаграждение на свободном рынке никак не нормируется общими правилами. Фактически же комиссионные колеблются от минимальных значений на организованном рынке до 5%, а иногда и выше, от суммы сделки на свободном рынке.

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Структура приговора
Структура предпринимательских отношений (Батычко В.Т., 2011)
Структура потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономический кругооборот
Структура рынка, его функции
Структура рынка, его функции (Фролова Т.А., 2009)
Структура собственности капитала в развитых рыночных странах и России



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру