Т.А.Фролова
История экономических учений: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2004
Тема 4. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ
1. Институционализм
В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся
монополистических тенденций в экономике и содействуя антитрестовской политике
собственной страны, обрели статус лидеров концепций социального контроля над
экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало
новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть
социально-институциональным, или просто институционализмом.
Институционализм — это в определенном смысле альтернатива
неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей
силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные,
моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте.
Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает
как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического
развития. При этом объекты исследования, институты не подразделяются на
первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.
В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей,
имеет много общего с исторической школой Германии. Например, В.Леонтьев пишет,
что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т.
Веблена и У.К. Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов
в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы.
Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние
немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем
влияние английской».
Следует, однако, отметить, что историзм и учет факторов социальной среды
для обоснования путей экономического роста хотя и символизируют схожесть
методологических принципов институционализма и исторической школы Германии, но
отнюдь не означают полной и безоговорочной преемственности традиций последней.
И причин здесь несколько. Во-первых, находясь под теоретическим влиянием
А.Смита, немецкие авторы второй половины XIX в. всецело поддерживали юнкерские
круги Пруссии в их борьбе за утверждение в Германии свободы торговли и других
принципов экономического либерализма, включая необходимость неограниченной
свободной конкуренции предпринимателей. Во-вторых, историзм в исследованиях
немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера
рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом
установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого
общества. И в-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не
допускались даже какие-либо намеки на возможность реформирования экономической
жизни общества на принципах, ограничивающих свободное предпринимательство.
Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое
направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие
теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической
теории — и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные
принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в
развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический
инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем
«социальной психологии» общества).
В обозначившихся трех течениях институционализма Т. Веблен возглавляет
социально-психологический (технократический) вариант институциональных
исследований, Дж. Коммонс — социально-правовой (юридический), У.К. Митчелл —
конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).
Торстейн Веблен (1857-1929) —
автор значительного числа крупных трудов в области экономики и социологии, в
которых он исходил из теории эволюции природы Ч.Дарвина, принципа взаимосвязи и
взаимообусловленности всех общественных отношений, в том числе экономических и
социально-психологических. Его теоретическое наследие получило наибольшую
популярность и применение для ряда последующих творческих изысканий в русле
социально-институционального направления экономической мысли во всех трех его
течениях.
По определению Веблена, «институты — это результаты процессов,
происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и,
следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего
времени». Отсюда, по его мысли, необходимость их обновления в соответствии с
законами эволюции, т.е. привычными способами мышления и общепринятым
поведением.
Особое видение проблем социально-экономического развития общества Веблен
подчеркивал даже в названиях изданных им работ, в числе которых «Теория
праздного класса» (1899), «Инстинкт мастерства» (1914), «Инженеры и система
цен» (1921), «Собственность отсутствующего» (1923) и др.
Свою убежденность в эволюционном преобразовании общества Веблен основывал
на своеобразном преломлении теории эволюции природы Ч.Дарвина. Отталкиваясь от
ее постулатов, он, в частности, пытался аргументировать положение об
актуальности в человеческом обществе «борьбы за существование». При этом им
используется историческая оценка развития «институтов» общества, в которой
отрицаются марксистские положения о «классовой эксплуатации» и «исторической
миссии» рабочего класса. На его взгляд, экономическими мотивами людей движут
прежде всего родительское чувство, инстинктивное стремление к знаниям и
высокому качеству выполняемой работы.
В теории «праздного класса» отношение этого «имущего непроизводственного»
класса к экономическому процессу характеризуется как отношение «стяжательства,
а не производства, эксплуатации, а не полезности». Этот класс предпочитает
«обычаи мира бизнеса», сложившиеся «под направляющим и избирательным действием
законов хищничества или паразитизма». В частности, для представителей именно
этого класса могут, очевидно, существовать особые цены на товары,
символизирующие показатель их «престижности», а не истинное проявление закона
спроса, что ныне принято называть «эффектом
Веблена».
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Институты, понятия и термины, используемые в
настоящем Кодексе
Инспектор фонда (Квалификационный справочник)
Инспектор по контролю за исполнением поручений
Инструктор-дактилолог
Инструментарий реализации стратегии - Гольдштейн Г.Я., 2003
Инструментарий реализации стратегии
|