Г.Б. Баканов
Маркетинг: лекции
Таганрог: ТРТУ, 2005
Тема 4. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Сущность маркетингового исследования
Маркетинговые исследования - это
целенаправленный сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения
неопределенности при принятии управленческих решений.
Направление и характер маркетинговых
исследований формируются под влиянием проблем, которые необходимо решать рис.
4.1.

Рис. 4.1. Направления маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые
предприятиями, различают как по масштабам, так и по видам. Каждое из них
самостоятельно определяет тематику и объем исследований исходя из имеющихся
возможностей и потребностей в информации, поэтому виды маркетинговых
исследований, проводимых различными компаниями, могут быть разными.
В Таблице 4.1. приведены результаты опросов
зарубежных компаний о проведении ими различных видов маркетинговых
исследований, которые свидетельствуют, что приоритетными направлениями являются
исследования в области сбыта продукции; распределения долей рынка между
компаниями и основные характеристики рынков; определение реакции покупателей на
новый товар; изучение конкурентов; эффективность рекламы; мотивация
потребителей.
Важнейшими факторами, определяющими масштабы
маркетинговых исследований и их направление, являются размер и специализация
предприятия. Так, средние предприятия затрачивают на маркетинговые исследования
1,5% своего бюджета, а крупные 3,5%. Предприятия, выпускающие потребительские
товары, расходуют на маркетинговые исследования 0,08% от валового оборота, в то
время как производители продукции промышленного назначения 0,04%. Мелкий
бизнес, независимо от специализации, как правило, не имеет существенных средств
на маркетинговые исследования.
Таблица 4.1.
Направления
маркетинговых исследований
Область и вид
маркетингового исследования
|
Доля фирм,
проводящих исследование, в %)
|
потребительские товары
|
продукция производственного назначения
|
1.1.
Определение рыночного потенциала и возможностей его развития
|
99
|
99
|
1.2.
Определение характеристик рынка и их изменений
|
-
|
-
|
1.3. Анализ
распределения долей рынка между фирмами
|
-
|
-
|
1 .4.
Изучение экспортных рынков
|
-
|
-
|
2.1.
Исследование реакции покупателей нема на новый товар и его потенциала
|
89
|
73
|
2.2.
Испытание и тестирование новых товаров
|
-
|
-
|
2.3. Анализ
товаров конкурентов
|
-
|
-
|
2.4. Исследование
упаковки
|
91
|
61
|
2.5. Изучение
товарной номенклатуры
|
-
|
-
|
2.6. Изучение
воздействия на окружающую среду
|
37
|
35
|
3.1.
Краткосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры
|
96
|
94
|
3.2.
Долгосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры
|
96
|
94
|
3.3. Анализ
политики цен
|
94
|
90
|
3.4. Изучение
тенденции внутриотраслевой деловой активности
|
-
|
-
|
4.
Исследование сбыта
|
|
|
4. 1.Анализ
сбыта
|
98
|
99
|
4.2. Анализ
каналов распределения
|
89
|
83
|
4.3. Анализ
издержек распределения
|
83
|
73
|
4.4. Анализ
размещения предприятий и складов
|
-
|
-
|
4.5. Пробный
маркетинг
|
-
|
-
|
4.6.
Определение квот и территорий сбыта
|
-
|
-
|
5. Исследование рекламы, стимулирование сбыта
и "Паблик рилейшинз"
|
|
|
5.1. Исследование эффективности рекламных объявлений
|
86
|
67
|
5.2. Изучение средств рекламы
|
-
|
-
|
5.3. Исследование рекламных текстов
|
-
|
-
|
5.4. Исследование стратегий и инструментов
стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и др.)
|
86
|
67
|
5.5. Исследование методов стимулирования труда
торговых работников
|
-
|
-
|
5.6. Исследование потребительских мотиваций
|
-
|
-
|
5.7. Изучение законодательных ограничений в
области рекламы и стимулирования сбыта
|
-
|
-
|
5.8. Изучение общественных ценностей и проблем
социальной политики
|
-
|
-
|
5.9. Изучение проблем информирования потребителей
|
-
|
-
|
Проведение маркетинговых исследований
отечественными предприятиями настоящее время является скорее исключением, чем
правилом. Причинами тому являются:
- неустойчивость и непредсказуемость развития
экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого,
нацеленностью большинства фирм на обеспечение текущей прибыли;
- отсутствие положительного опыта проведения таких
исследований;
- недооценка отечественными производителями
полезности исследований.
Принципы проведения исследований
Качество исследования зависит от соблюдения
базовых принципов проведения маркетинговых исследований - объективности,
точности, тщательности.
- Объективность - необходимость учета
всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до
завершения анализа всей собранной информации.
- Точность - четкость постановки задач
исследования, однозначность их понимания и трактовки, выбор инструментов
исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов.
- Тщательность - детальность
планирования каждого этапа исследования, качество выполнения всех
операций, профессионализм и ответственность исследовательского коллектива.
Маркетинговая информационная система
Маркетинговая информационная система -
совокупность процедур и методов, предназначенных для регулярного, планомерного
сбора, анализа и распределения информации для подготовки и принятия
управленческих решений.
Характер информационных потоков в деятельности
предприятия представлен на рис.4.2.

Рис. 4.2. Информационные потоки в маркетинговой
деятельности предприятия
Информация, которую необходимо
получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать :
- ресурсы потенциального рынка с точки зрения
покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;
- покупательский спрос, запросы и потребности
потребителей;
- характеристику потенциальных потребностей;
- территориальное (географическое) размещение рынка;
- данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке,
ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);
- общие рыночные условия (налоги, законы и т.д.).
Значение информации

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Сущность лицензирования
Сущность кредита и его функции (Фролова Т.А.)
Сущность кредита и его принципы
Сущность международной торговли и ее исходные понятия
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Сущность менеджмента
Сущность мирового хозяйства
|