Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

1. Введение в курс мировой экономики

1.1. Сущность международной торговли и ее исходные понятия

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:

1) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны;

2) каждая страна имеет свою валюту;

3) международная торговля более подвержена политическому контролю.

Мировая торговля состоит из экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. Под экономической эффективностью импорта понимается тот экономический выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров внутри страны. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот данной страны с зарубежными странами.

Международная торговля – средство, с помощью которого страны могут повысить производительность своих ресурсов и увеличить общий объем производства.

Наиболее распространенные показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле:

1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Данные о размере экспортной квоты некоторых стран мира приведены на рис. 1.

Рис. 1. Размеры экспортной квоты некоторых стран, % (1995г.)

2. Экспортный потенциал это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.

Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

5. Сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров мировому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.

Международная торговля существовала и в древности, но мировой рынок, охватывающий торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира, возникает только в процессе развития товарно-денежных орошений.

Наиболее высокими темпами мировая торговля развивалась в послевоенный период. Этому способствовали:

1) факторы, влияющие на общее состояние мировой экономики (НТР, развитие государственного регулирования экономики, возросшая мощь промышленных корпораций, соревнование двух социально-экономических систем);

2) процессы международной специализации и кооперации, вызванные объективной потребностью развития производственных сил;

3) рост транснациональных корпораций (ТНК, развивая специализацию и кооперирование между своими предприятиями, способствуют росту международного товарообмена);

4) либерализация внешнеторговой политики, переход к более открытой экономике;

5) интеграция (отмена ограничений торговли между странами, входящими в интеграционные группировки, способствовала росту их взаимного товарооборота);

6) завоевание политической независимости бывшими колониями, что привело к росту их торговли для получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации.

Международная торговля по темпам роста значительно опережает рост производства стран-участниц мировых торговых отношений. Если в 1950 году доля международной торговли товарами и услугами составляла 11% мирового производства, то в начале 90-х годов она достигла 21 %.

В прогнозах предсказывается сохранение этого положения вследствие усиления тенденции к дальнейшей интенсификации процессов международного разделения труда.

Особенностью современной торговли является то, что она все более приобретает характер внутрифирменной торговли, когда торговые отношения осуществляются между различными подразделениями одной глобальной корпорации. Имеются различные оценки удельного веса таких операций в обшей стоимости экспорта и импорта. Согласно даже умеренным оценкам, внутрифирменные поставки товаров и услуг составляют свыше 50% американского экспорта и импорта. По другим экспертным оценкам внутрифирменные поставки достигают 92% в экспорте и 72% в импорте США.

Предыдущая

Похожие материалы:
Сущность маркетингового исследования
Сущность лицензирования (Батычко В.Т., 2011)
Сущность кредита и его функции
Сущность менеджмента
Сущность мирового хозяйства (Фролова Т.А.)
Сущность организации производства



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру