О.В.Грищенко
Управленческий учет
Конспект лекций.
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
6.1. Понятие об управленческих решениях и их классификация
Важной задачей управленческого учета является сбор,
обобщение и передача информации, необходимой и полезной при принятии
менеджерами своевременных и качественных управленческих решений. Одно из
множества определений менеджмента как раз и формулируется как сбор информации,
разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую
значимость решений в управленческой деятельности.
Разработка
эффективных решений — основополагающая предпосылка обеспечения
конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных
организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы,
регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания
положительного имиджа и др.
Проблема
принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью,
которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования
этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа
действий — это результат комплексной увязки различных аспектов:
информационного, экономического, психологического, логического,
организационного, математического, правового, технического и др.
Общая теория принятия решений, разработанная на
основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и
имеет предпосылки для широкого распространения.
С позиции
данной теории принятие решений — это выбор из множества наиболее
предпочтительной альтернативы.
Под решением
же понимаются:
1) элемент
множества возможных альтернатив;
2) нормативный
документ, регламентирующий деятельность системы управления;
3) устные или
письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия,
операции, процесса;
4)
регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели;
5) нечто,
отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число,
показатель и др.);
6) реакция на раздражитель.
В наиболее обобщенном виде — это один из возможных
способов достижения цели, признанный наиболее эффективным по определенному
критерию.
В качестве критерия принимается количественный или
качественный показатель, например в экономике — это прибыль, трудовые затраты,
время достижения цели и др. Показатель,
значение которого характеризует предельно достижимую эффективность по данной
задаче, называется критерием оптимальности.
Управленческие
решения целесообразно группировать на основе классификационных признаков,
приведенных на рис. 6.1.
Решения,
принимаемые в условиях определенности, применяются тогда, когда есть
исчерпывающая информация о проблемной ситуации. Такие решения полностью
программируемы. Руководитель, сталкиваясь с различными задачами, замечает, что
некоторые из них периодически повторяются.
Решения, принимаемые в условиях вероятной
определенности или с элементами риска, применяются с осознанием того, что
имеющейся информации недостаточно или она может быть недостоверной. Руководитель,
как правило, может предвидеть все варианты последствий реализации такого
решения. Эти решения частично программируемы.
Решения, принимаемые в условиях
неопределенности, когда информации о проблемной ситуации явно недостаточно
для принятия правильного решения, совершенно непрограммируемы. В условиях
неопределенности, как правило, принимаются решения по новым и творческим
задачам.

Рис. 6.1. Классификация управленческих решений
Управленческие решения должны быть: эффективными,
своевременными, рациональными, обоснованными и реально осуществимыми.
Разработка и
принятие управленческих решений осуществляются в пять этапов:
1. Определение
или формулировка проблем.
2. Определение цели и задач, которые достигаются
после реализации принимаемого решения.
3. Установление критерия выбора решения.
4. Разработка возможных способов достижения цели и
вариантов решений.
5. Оценка по установленному критерию вариантов
решений и выбор лучшего из них.
При разработке и принятии управленческих решений
целесообразно использовать следующие методы:
традиционные; экономико-математические; систематизированные и системно-целевые.
Традиционные
методы необходимо применять тогда, когда решения принимаются либо на основе
личного опыта и интуиции руководителя, либо по результатам специальных
расчетов, в том числе экономических. Этими методами целесообразно пользоваться
для решения задач в условиях определенности, т.е. в типовых стандартных
ситуациях. Они достаточно распространены в практике управления. К преимуществам
традиционных методов можно отнести их простоту и испытанность длительным
применением. Однако им присущи недостатки, которые проявляются все сильнее по
мере усложнения производства.
Экономико-математические методы основаны
на одновременном использовании математических и экономических методов при
решении практических задач. К ним относятся экономико-статистические методы,
методы экономический кибернетики, методы оптимизации и эконометрия.
Сфера
применения этих количественных методов для решения управленческих проблем
ограниченна. Далеко не во всех случаях возможно построить адекватную
математическую модель управленческой проблемы и получить ее чисто «машинное»
решение.
Для более или менее сложных систем такое решение
скорее исключение, чем правило. Экономико-математические методы нашли
применение главным образом в автоматизированных системах управления
производственными процессами. Сдерживающим фактором в расширении сферы
применения экономико-математических методов является то, что в управлении
учитываются и социальные, и организационные, и психологические факторы, которые
в большинстве случаев невозможно выразить количественными параметрами.
В группу систематизированных методов входят:
эвристические методы, основанные на опыте и логике, с помощью которых опытный и
способный руководитель выбирает правильное решение; методы экспертных оценок,
основанные на количественной оценке явлений и процессов, например, метод
«мозговой атаки» с коллективным обсуждением и разработкой вариантов решения или
метод «Дельфа», основанный на постепенном улучшении оценок экспертов при
последовательном уточнении задания или проблемы.
Систематизированные методы эффективны при решении
проблем в условиях риска и неопределенности. Здесь в качестве основного
инструмента моделирования выступает интеллект человека, а для обработки оценок
экспертов широко применяются статистические методы и ЭВМ.
Системно-целевые методы необходимо
использовать при решении смежных стратегических проблем. К ним относят методы
системного анализа и программно-целевые методы.
Основными методами
системного анализа управленческих проблем являются:
1) декомпозиция системы — метод расчленения
системы на части, элементы и подсистемы для выявления взаимосвязей между ними и
их влияния на достижение цели;
2) диагностика системы — метод исследования
каждого из элементов и системы в целом для выявления наиболее чувствительных
точек или «узких мест».
Программно-целевые методы исходят из
доминирующей роли цели, предлагают средства к ее достижению. После определения
глобальной цели разрабатывается программа ее достижения в виде «дерева целей» и
определяются мероприятия для достижения целей низшего порядка.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Понятие нормы права, признаки и её структура
Понятие неустойки - ст.330 ГК РФ
Понятие нематериальных активов
Понятие оборотных средств
Понятие оборотных средств (Фролова Т.А., 2009)
Понятие общей аварии
|