В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах Таганрог: ТРТУ, 2005.
2. Вопросы по теории права
2.3. Понятие нормы права, признаки и её структура
Право представляет собой сложную и многообразную
систему юридических: норм, общих правил поведения, распространяющихся на
большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период
времени.
Норма права (юридическая норма) выступает одной из
наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому
правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как
регулятора общественных отношений.
Однако правовая норма имеет и отличительные особенности.
В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который,
весьма четко, обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как
таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных
отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.
Государственно-властное веление, получившее логически
завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает
в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в
том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом,
правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами
местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства
(делегированное правотворчество).
Социальное назначение правовых норм определяется их
регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и
желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и
воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения,
вытеснения, устранения этих нарушений.
Характерная особенность нормы права
состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные
свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных
правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру,
одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие отношения
ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для
удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И, тем не менее, все
многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в
магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений
полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.
Индивидуальные черты граждан, организаций,
учреждений, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как
«покупатель» и «продавец». Все многообразие материальных предметов в норме
права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи.
Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании
купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца
требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее
стоимость.
Благодаря тому, что норма права отражает
наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность
быть их регулятором.
Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения,
установленное либо санкционированное государством, направленное на
урегулирование общественных отношений и обеспечиваемое в необходимых случаях
мерами государственного принуждения.
Юридическая норма - первичная клеточка
права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме
свойственны основные черты права как особого социального явления.
Из этого не следует, что понятия «право» И
«норма права» соотносятся между собой как целое и часть.
К признакам нормы права относят:
1) общеобязательный характер - она
воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое
распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц;
Государство адресует норму права не
конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;
2) формальная определенность -
выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она
призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
3) связь с государством -
устанавливается государственными органами либо общественными организациями и
обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием,
стимулированием;
4) предоставительно-обязывающий
характер - представляет собой властноe предписание государства относительно
возможного и должного поведения людей;
5) микросистемность – правовая
норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких
взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Под
структурой правовой нормы понимается ее внутреннее cтpoение, наличие в ней
взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это
упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную
самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и
как, они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют
юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое
явление.
Таких
частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.
1. Гипотеза (предположение) -
элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время,
место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления
юридических фактов, например, в уголовном праве в качестве условий привлечения
к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления:
соответствующий возраст и вменяемость).
Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по
следующим основаниям: .
а) по характеру содержания различают общие
(абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признакам) и
конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия
действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства,
при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);
б) по степени определенности общая
гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые
обусловливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно
неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а
предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую
норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия
действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного
подразделения);
в) по степени сложности гипотезы подразделяются
на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или
отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если
гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия
одновременно двух или более обстоятельств).
2. Диспозиция
(юридическое расположение сторон) - элемент нормы орава, определяющий
модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей,
возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.. Диспозиция выступает
основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и
ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил
правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон
- покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в
уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит
признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и
т.п.).
Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются
по следующим основаниям:
а) по способу описания - на простые
(содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как
они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки
преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные
(содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч.
1 ст. 209 УК РФ характеризует «бандитизм» как 1) создание устойчивой; 2)
вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или
организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие
вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного
акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель
ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные
(содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на
незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к
соответствующему закону);
б) по своей юридической направленности
выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила
поведения, нaпример, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и
меру поведения обязанного лица, например, должник по договору займа);
управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например,
избирателя); рекомендательные (указывают на желательность, либо
целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано
общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны,
где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие
(указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая
ответственность (например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).
3. Санкция - элемент
нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта,
реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -
меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными -
меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей
работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест
лишения свободы и т.п.)
Для примера возьмем какую-либо простейшую
норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским
избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18
лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права,
привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Гипотезой здесь является часть фразы:
«граждане РФ, достигшие 18 лет» - вот два условия, при наличии которых
гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где
установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец,
последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с
правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто
нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке,
т.е. право, предусмотренное диспозицией.
Каждый из названных элементов имеет в
структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие
чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы
норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Вопрос о структуре правовой нормы является
дискуссионный. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей -
гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов
придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из
вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Понятие неустойки
Бухгалтерский учет: Понятие нематериальных активов
Понятие нематериальных активов
Понятие об управленческих решениях и их классификация
Понятие оборотных средств (Фролова Т.А.)
Понятие оборотных средств
|