С.Н. Третьяк
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЧАСТЬ I.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999
2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. Содержание и задачи сбыта готовой продукции
“Сбыт продукции есть, прежде всего, обращение материальных
ресурсов. Однако он охватывает не всю фазу обращения, а ее начальную стадию”,
связанную с продажей и перепродажей товаров. Сбыт продукции непосредственно
связан с производством и распространением товаров. Сбытовая деятельность
промышленного предприятия естественным образом связана с готовой продукцией.
Готовой считается такая продукция, которая прошла технический контроль, имеет
соответствующую маркировку, удовлетворяет требованиям, установленным в
государственных стандартах, технических условиях, договорах, и подготовлена к
поставке. Готовая продукция, поступающая в хозяйственный оборот, принимает
различные формы. В добывающих отраслях промышленности готовой продукцией
являются сырье и топливо (руда, лес, топливно-энергетические ресурсы и др.). В
обрабатывающих отраслях одни виды готовой продукции принимают форму материалов,
подлежащих дальнейшей переработке (металлы, строительные материалы, химикаты),
другие – принимают формы законченной продукции, полуфабрикатов и комплектующих
изделий.
Так, на предприятиях машиностроения, выпускающих станки и
оборудование, готовая продукция принимает форму законченных изделий, так как
станки, оборудование не подлежат дальнейшей обработке. Промышленные предприятия
выпускают готовую продукцию также в виде полуфабрикатов, комплектующих изделий и
запасных частей, которые либо обрабатываются на других предприятиях (штамповки,
поковки), либо без обработки входят в состав другой продукции (функциональные
узлы и части агрегатов).
Сущность сбыта предопределяет существование двух групп операций
с готовой продукцией: материальную и нематериальную. Производственно-технические
операции на складах готовой продукции в промышленности, а также на сбытовых
базах и складах являются продолжением производственного процесса и называются
материальными. Они включают:
- приемку, сортировку, маркировку и складирование продукции;
- операции с тарой и упаковкой;
- формирование комплектных партий;
- отправку, отгрузку, отпуск, поставку и продвижение продукции к
потребителям;
- реализацию;
- послепродажные услуги.
Содержание этих операций в целом сводится к подготовке
продукции к отправке и отправке ее покупателю в форме отгрузки или путем отпуска
со склада.
Отгрузка – это отправка продукции транспортом
потребителю или посреднику. При этом поставщик как субъект отгрузки обычно
организует транспортировку.
Отпуск – это сдача готовой продукции грузополучателю,
который самостоятельно организует доставку продукции по назначению. В качестве
грузополучателей могут выступать как предприятия-потребители, так и
посреднические фирмы, которые получают продукцию для дальнейшей перепродажи.
Самостоятельное значение имеет понятие поставка,
т.е. фактический отпуск или отгрузка продукции потребителям в соответствии с
договорами. В объемы поставок включаются отправки продукции, как с промышленных
предприятий, так и со складов посредников.
Продукция, подлежащая сбыту, обязательно проходит стадию
реализации, так как должна быть не только отправлена продавцом, но
и оплачена покупателем. Под реализацией понимается в основном оплата стоимости
продукции, получение денежных средств (выручка). Отметим две стороны процесса
реализации: ее натурально-вещественный и стоимостный аспекты. Это означает
обязательность получения продукции потребителем в количестве и качестве, которые
достаточны для ее использования и создания производственного запаса, и в
соответствии с заключенными договорами.
Для того, чтобы осуществить все операции и процессы, связанные
с отправкой, поставкой и реализацией продукции, необходимо не только
организовать труд складских работников, но также определить схему продвижения
продукции.
В целом, формулируя цельное определение, следует отметить, что
сбыт продукции представляет собой комплекс организационно-технических и
финансово-экономических мероприятий, связанных с поставкой и реализацией готовой
продукции. Основным требованием к сбыту с позиций рыночной экономики
является готовность предприятия к удовлетворению выявленного ассортиментного
спроса потребителей. Важно, чтобы это происходило при условии минимизации
сбытовых запасов (готовая продукция, товары в пути и товары на складах у
посредников) и издержек по сбыту.
Сбытовая деятельность в промышленности организована по товарным
группам – черным и цветным металлам, нефтепродуктам, лесным материалам,
химической продукции и многим видам изделий машиностроения.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Содержание и задачи нормирования труда [1]
Содержание заявления по делу об
административном надзоре - Гражданский процессуальный кодекс
Содержание заявления об усыновлении
Содержание и порядок прений
сторон
Коммерческая деятельность: Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг. Рынок и рыночная среда в системе коммерческих отношений
Содержание и процедура оценки и отбора
|