Тема 10. Имидж делового человека
Занятие 2.
Самопрезентация
Задание
1
Одежда для первого впечатления
Цель: анализ своих возможностей, создание имиджа.
Задание: прочитайте предлагаемые рекомендации, продумайте
варианты одежды для следующих деловых целей:
· самопрезентация,
· участие
в деловом совещании,
· вечерний
ужин с деловыми партнерами.
Рекомендации:
1. Самое важное правило – одеться
соответственно. Изучите будущую аудиторию. У всех фирм есть свой код в одежде.
Сотрудники крупной фирмы, связанной с бухгалтерским учетом и менеджментом,
одеваются совсем иначе, чем небольшой компании звукозаписи. Людям нравятся те,
кто выглядит похоже на них самих, поэтому приспособьте свой внешний вид к
общему стилю своей будущей аудитории.
2. Приспосабливаться к стилю своей аудитории
вовсе не значит жертвовать изяществом. Вы оскорбите их, если будете выглядеть
неряшливо.
3. Вы можете ободрить аудиторию своим видом.
Покажите, что вы уже преодолели все трудности и проблемы и что они тоже могут
это сделать.
4. Если
вы выступаете перед аудиторией противоположного пола, не перестарайтесь в своем
желании уподобиться им. Женщина, одетая в женственный, хорошо сидящий костюм,
выступая перед преимущественно мужской аудиторией, достигнет гораздо большего,
чем в строгом мужском костюме в узкую полоску.
5. Никогда
не позволяйте, чтобы ваша внешность превалировала над вашим выступлением.
Аудитория собралась, чтобы услышать, что вы хотите сказать, а не увидеть, во
что вы одеты. Если вы хотите показать себя как знатока в своем предмете, то вам
скорее поможет одежда сдержанная и солидная, чем небрежная или очень эффектная.
6. Подготовка очень важна. Никогда не оставляйте
решения, что же надеть, на последний вечер. Решите это немного раньше, чтобы
все было подготовлено, выглажено и проверено заранее.
Поведение порождает поведение
Поведение порождает поведение так же, как ваши манеры порождают ответные
манеры. Хотите понравиться своему будущему начальнику, коллегам? В деловом мире
манера держаться может определять до 50% от общего впечатления. Рассмотрим,
какие жесты и позы наиболее свойственны деловым людям.
Открытые жесты – это такие, когда
движения рук направлены от тела, закрытые – когда движения рук направлены к
телу. Остановитесь на спокойных жестах одной рукой (допустим, в такт речи), со
средним положением ладони.
Жесты уверенности – обязательно прямая спина,
развернутые плечи, ровное положение головы, взгляд в глаза. А типичными жестами
уверенного в себе человека с чувством превосходства будут либо закладывание рук
за спину с захватом запястья (но не в замок!), либо закладывание рук за голову.
Этот жест характерен также для «всезнаек». Жесты превосходства бизнес-этикет
употреблять не рекомендует. Опущенные плечи, согнутая спина, склоненная голова
тоже будут не в вашу пользу.
Жесты согласия – кивание головой,
«раскрытые» глаза, легкая улыбка. Поза несогласия, или жесты вытеснения, -
взгляд в пол, брови сведены, корпус отвернут от собеседника, пальцы снимают с
костюма несуществующие ворсинки. Советуем контролировать степень вашего
несогласия.
Жесты готовности завершить встречу,
разговор выражаются в подаче корпуса вперед, при этом руки опираются на колени
или ручки кресла, а корпус постепенно разворачивается к двери. Если любой из
этих жестов появляется во время разговора, следует либо сменить тему, либо
завершить разговор. Жесты неготовности (слушать, говорить, принимать решения)
связаны с «расфокусированным» взглядом и общей позой расслабленности. Никогда
нельзя допускать позу расслабленности, если вы хотите произвести хорошее
впечатление на собеседника.
Анализ
своих целей
Наш образ – это наш портрет, который мы показываем
окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво
отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Преуспевающий человек должен выглядеть как преуспевающий человек. В
бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как
способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой
человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с
первого раза. Существует ряд приемов установления успешного первого контакта.
Приемы установления
контакта:
· улыбка,
доброжелательный взгляд;
· приветствие,
включающее рукопожатие и слова;
· обращение к
собеседнику по имени-отчеству;
· проявление
дружеского расположения, использование для этого комплиментов, видимого
участия;
· подчеркивание
значимости собеседника, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к
нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией
пространственной среды;
· открытое признание
достоинств вашего собеседника.
Уверенность
в себе как важная составляющая самопрезентации
Уверенность в себе несомненно способствует успеху
самопрезентации, так как неуверенный в себе человек сомневается в своих
возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
1. Перестаньте
критиковать самого себя.
Самокритика чаще
всего деструктивна. Любите себя. Не выставляйте напоказ свои недостатки.
Принимайте комплименты как должное, просто говорите «Спасибо».
2. Перестаньте
жаловаться.
Самокопание и
самобичевание, как правило, проблем не решают, а публичные рассказы о своей
несостоятельности вызывают у окружающих раздражение. Научитесь себя уважать.
По-деловому преодолевайте трудности. Ищите пути разрешения проблем, а не
причины и обстоятельства, способствовавшие их появлению.
3. Займитесь своей
физической формой.
Старайтесь больше
расслабляться. Сочетайте работу с отдыхом, не перегружайтесь в размышлениях «А
что, если…» Решайте проблемы по очереди и конструктивно.
4. Обретите
независимость.
Не рассчитывайте на
то, что другие помогут вам стать счастливым. В работе будьте самодостаточны.
Контролируйте свои эмоции.
5. Смотрите на мир позитивно.
Оптимизируйте любую
ситуацию. Если вы ведете себя так, будто должно случиться самое худшее, то,
скорее всего, так и произойдет. Не программируйте неудачи. Наш мозг не в
состоянии воспринимать сообщения, начинающиеся с НЕ. Он принимает только позитивную
информацию. Вместо того, чтобы самому себе говорить, как не делать плохо,
говорите, как сделать хорошо. Прогнозируйте успех, создавайте положительные
образы.
Типичные признаки человека, который «закрыт»
для других:
· он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры
в свои силы;
· он пессимист, отличается недоверчивостью,
рассчитывает только на плохое;
· он редко смеется и проявляет свою радость, редко
говорит «спасибо»;
· он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;
· о себе он говорит, что работа приводит его в
стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;
· он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;
· он слишком много говорит о себе и слишком мало
слушает;
· он часто действует суетливо, нервозно, с
раздражением;
· он распространяет вокруг себя гнетущую,
недружелюбную обстановку, он действует «против».
Человек «открыт», если
· он уверен в себе, знает свои цели и знает, чего
хочет;
· он оптимист, он ищет и видит в других прежде всего
хорошее;
· он сначала думает о клиенте, потом о фирме, потом о
себе;
· он – жизнерадостный, веселый человек;
· он с пониманием относится к другим, чаще говорит
«да», чем «нет»;
· он не предъявляет чрезмерных требований к себе и не
позволяет это делать другим, у него хватает времени на все его проекты и
замыслы;
· он не брюзжит, внимательно слушает собеседника,
старается как можно большему научиться у других людей;
· от него исходит доброта и внутреннее спокойствие.