Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Выпуск №53.
Утвержден Постановление Минтруда РФ от 13.04.2000 N 30
Авиационный техник по приборам и электрооборудованию
§ 18. Авиационный техник по приборам и электрооборудованию (4-й разряд)
Характеристика работ. Техническое обслуживание приборного,
электротехнического, кислородного и противопожарного оборудования летательных
аппаратов легкого типа и приборов и электрооборудования, в объеме периодических
форм, одного из типов самолетов II - III классов или вертолетов I - II классов,
или менее сложные работы по техническому обслуживанию самолетов I класса, либо
одного и более типов самолетов II - IV классов или вертолетов II - III классов
на оперативных формах технического обслуживания или одной и более систем
(изделий) в лаборатории А и РЭО. Техническое обслуживание летательных аппаратов
среднего типа под руководством авиационного техника по приборам и
электрооборудованию более высокой квалификации. Выполнение основных работ по
техническому обслуживанию: демонтаж-монтаж изделий, приборов и
электрооборудования ВС для выполнения проверки на НТП, восстановительных работ
в лаборатории А и РЭО и в целях хранения демонтированных с ВС изделий; внешний
осмотр приборов и электрооборудования со вскрытием и без вскрытия лючков отсеков
приборов и электрооборудования с целью обеспечения отсутствия повреждений
контровки, металлизации, наличия влаги и коррозии, повреждений изоляции
электропроводки, повреждений штепсельных разъемов, отбортовочных креплений;
восстановление необходимой затяжки соединений, не имеющих контровки,
восстановление затяжки и контровки, восстановление металлизации.
Должен знать: общие сведения о летно-технических
характеристиках и конструкции обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС,
их двигателей и систем; правила технической эксплуатации, содержание и
технологию обслуживания авиаприборов и электрооборудования; порядок ведения
бортовой (пономерной) документации на АТ и производственно-технической
документации на ее ТО; конструкцию, эксплуатационные особенности приборов и
электрооборудования обслуживаемых типов ВС; назначение и принцип действия КПА и
СИ и контрольно-записывающей аппаратуры; функциональные, принципиальные,
фидерные и монтажные схемы приборного и электрооборудования ВС; способы
обнаружения и устранения возможных неисправностей приборов и
электрооборудования ВС; документацию по техническому обслуживанию АТ, правила и
порядок технического обслуживания; применяемые при техническом обслуживании
материалы, запасные части, инструмент, их свойства, правила маркировки.
В лаборатории А и РЭО дополнительно: основные нормы
технических параметров А и РЭО, способы подготовки КПА и измерения
контролируемых параметров.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ.
Непосредственно на ВС:
Демонтаж-монтаж: сигнализатора давления, датчика
дымоизвещения; приборов контроля гидросистемы, шасси и управления;
анероидно-мембранных приборов, датчика угловых скоростей, указателя угла
тангажа; датчиков, топливомеров, указателей, переключателей, измерителей тахометра,
аппаратуры контроля вибрации; самописцев, блоков МСРП, автомата обогрева стекол
кабины экипажа.
Осмотр и дефектация: противопожарного оборудования и
электропроводки на двигателях, влагоотстойников в багажно-грузовой кабине
(отсеке), панелей приборных досок; агрегатов автопилота, проверка состояния их
крепления, внутренних клеммных колодок, соединительных и релейных коробок;
аккумуляторных батарей, соединений и гермовыводов силовых проводов;
коллекторно-щеточных узлов маяков; КВ и электропроводки на стойках шасси,
приборных досок.
Контроль технического состояния: герметичности системы
пожаротушения, систем питания анероидно-мембранных приборов; работоспособности
пожарного оборудования, световой и звуковой сигнализации, авиагоризонта,
автопилота, курсовой системы, сирены системы предупреждения экипажа,
электрокипятильников, датчиков автоматов юза тормозов; лентопротяжного
механизма регистраторов системы МСРП, сигнализаторов обледенения самолетов,
сигнализаторов ПОС; надежности крепления электрооборудования.
Восстановительные работы: замена и проверка
функционирования огнетушителей, часов, приборов контроля работы высотной и
гидравлической систем, приборов КРД, блоков и устройств МСРП.
В лаборатории А и РЭО <*>:
--------------------------------
<*> Здесь и далее по лаборатории А и РЭО приведены
примеры систем (изделий) для конкретных типов ВС, являющиеся типовыми для
других классов ВС.
Проверка на соответствие НТП: указателей скорости типа
КУС-730/1100, УС-И6; блоков Ф-115-1 системы СВС-ПН-15; блоков курсовой системы
ТКС-П2; кислородных масок типа КМ-15, КМ-32; рулевой машинки автомата АП-6Е;
регуляторов давления типа ИКДРД, ИКДРДА.
Проверка на соответствие НТП: датчиков и указателей типа
ТНВ и ТУЭ; указателей положения элементов ВС типа ИП-21, ИП-32; коробок защиты
потребителей КЗП; рулежных и посадочных фар типа ПРФ-4МП, ФР-9; датчиков
топливомеров всех систем.
Техническое обслуживание и регулировка: датчиков типа П-1,
П-109; указателей температуры наружного воздуха, систем отопления и вентиляции
типа ТНВ, ТУЭ; автоматов защиты от перенапряжения типа АЗП-А2; авиационных
генераторов.
§ 19. Авиационный техник по приборам и электрооборудованию (5-й разряд)
Характеристика работ. Техническое обслуживание и выполнение
доработок по бюллетеням приборного, электротехнического, кислородного и
противопожарного оборудования летательных аппаратов среднего типа. Техническое
обслуживание приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм,
одного из типов ВС I класса или до двух типов ВС II - III классов, либо до трех
типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах технического
обслуживания, или выполнение работ по ТО и Р на демонтированных с ВС трех и
более системах приборов и электрооборудования в лаборатории А и РЭО. Участие в
дефектации различными методами, в том числе и лабораторными, тяжелых
летательных аппаратов по сложным и трудоемким регламентам. Выполнение основных
работ по техническому обслуживанию: демонтаж с ВС агрегатов сложных систем для
отправки их в лабораторию на техническое обслуживание и ремонт; монтаж
агрегатов, блоков после проверки в лаборатории, наладки нового изделия или
изделия, прошедшего капитальный ремонт; дефектация всеми методами и в полном
объеме авиаприборов и электрооборудования при техническом обслуживании ВС по
периодическим видам регламентных работ; осмотр в полном объеме со вскрытием
электродвигателей, генераторов, преобразователей и т.д. с целью обнаружения
загрязнений щеточно-коллекторных узлов, выявления износа щеток, следов
перегрева, наличия влаги, коррозии, повреждений, оплавления контактов силовых
реле; проверка технического состояния без вскрытия блока непосредственно на ВС;
автоматизированный (встроенный) контроль систем ВС и его оборудования; проверка
внутренней герметичности агрегатов и систем с помощью специальных
приспособлений; восстановление работоспособности систем А и РЭО путем замены
отдельных агрегатов, блоков с регулировкой и настройкой; отладка
контрольно-измерительной и регистрирующей аппаратуры, предназначенной для
проверки автоматизированных бортовых систем управления, базовых
пилотажно-навигационных систем, систем регистрации параметров и другого
авиационного оборудования.
Для авиационного техника по приборам - метролога <*>
дополнительно: выполнение в метрологических лабораториях поверочных и
регулировочных работ измерительной и контрольно-поверочной аппаратуры,
применяемой при техническом обслуживании ВС, участие в проведении
метрологической аттестации КПА и экспертизе ЭРД.
--------------------------------
<*> Профессия авиационного техника по приборам -
метролога 5, 6, 7 разрядов вводится в метрологических лабораториях на участках
работ, связанных с метрологическим обслуживанием, проверкой и ремонтом
контрольно-поверочной и измерительной аппаратуры, применяемой при обслуживании
и ремонте ВС.
Должен знать: правила технической эксплуатации, регламенты
и технологию ТО приборов и электрооборудования обслуживаемых летательных аппаратов
и ВС; особенности работы систем приборов и электрооборудования и установленных
в них устройств, взаимосвязь с другими элементами данной системы и другими
системами ВС, правила их эксплуатации; правила и порядок проверки сложных
авиационных теплоизмерительных и гироскопических приборов; конструкцию и
принцип работы контрольно-измерительных и проверочных приборов (установок),
порядок проведения дефектации и проверки работоспособности А и РЭО; методы
выявления и устранения неисправностей, замены комплектующих изделий, агрегатов
и их элементов; ЭРД на проведение ремонта.
Для лаборатории А и РЭО дополнительно - методы и технологию
лабораторной проверки и восстановления работоспособности отказавших приборов и
электрооборудования; способы и операции по проверке и диагностированию
обслуживаемых изделий А и РЭО в соответствии с требованиями ЭРД, НТЭРАТ;
типовые технологические операции по восстановлению изделий А и РЭО.
Для авиационного техника по приборам - метролога
дополнительно: нормативно-техническую документацию по проверке и ремонту КПА,
СИ, ССИ.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы
авиационным техником по приборам и электрооборудованию 4-го разряда не менее
трех лет.
Примеры работ.
Непосредственно на ВС:
Демонтаж-монтаж: противопожарного оборудования, приборов
КРД при замене двигателя; установка рулевых машинок автопилотов с регулировкой
отклонения рулей; аккумуляторных батарей, выпрямительного устройства;
электрической части и подключение к источникам питания автопилотов, автоматики
топливной системы.
Осмотр и дефектация: открытых участков электропроводки,
контейнеров аккумуляторных батарей с проверкой уровня электролита;
коллекторно-щеточного узла лебедки и замена щеток; исправности
противообледенительных устройств крыла, оперения.
Контроль технического состояния: манометров гидрогазовых
систем, точной курсовой системы, авиагоризонтов от основного и резервного
источников питания, регуляторов температуры двигателя, выпрямительных
устройств, АЗС; регулятора температуры, анероидно-мембранного оборудования,
курсовых систем и астрокомпаса, приборов КРД при запуске и опробовании
двигателей, освещения пассажирских салонов, внутренней сигнализации в кабине
экипажа ПОС в режиме "КОНТРОЛЬ", ПОС силовой установки,
электромеханизмов управления крышками фотолюков и сигнализации открытого
положения люков.
Восстановительные работы: замена с последующей регулировкой
и проверкой на работоспособность механизмов триммера руля высоты,
авиагоризонтов, агрегатов расходомеров, топливомеров, датчиков бортовых
регистраторов параметров, блока регулирования напряжения, концевых выключателей
основной и аварийной гидросистем управления поворотом колес.
В лаборатории А и РЭО:
Проверка на соответствие НТП: указателя высоты типа
УВ-75-15ПВ системы СВС-72; указателя скорости типа УСВП-К системы СВС-ПН-15;
гироагрегата ГА-3 курсовой системы ТКС-П2; указателя тахометра типа ИТА-6М
курсовой системы КС-6; индикатора-датчика типа П-4-4 навигационного вычислителя
НВ-ПБ; кислородных приборов типа КП-19, КП-21, КП-24М.
Техническое обслуживание и регулировка: указателей скорости
типа КУС-730/1100, УС-И6; указателя расхода воздуха типа УРВК-18К; фильтра типа
Ф-115-1, блока питания типа БП-27-2; блока сигнала готовности БСГ системы
воздушных сигналов СВС-ПН-15; пульта управления типа ПУ-11, указателя штурмана
типа УШ-3, курсовой системы ТКС-П2; кислородных масок типа КМ-15, КМ-32;
пилотажных приборов типа КПП-75(С), НПП-ТК(1) системы САУ-1Т-2(1).
Восстановительный ремонт: датчиков дыма типа ДС,
сигнализатора давления, указателя расхода воздуха, датчика воздушной скорости,
кислородных манометров, указателя расходомера, указателя тахометра.
Проверка на соответствие НТП: автоматических панелей запуска
двигателей типа АПД-30; блоков регуляторов частоты и напряжения БРН, БРЧ;
сигнализаторов обледенения типа ИСО-16; электромеханизмов привода закрылков и
стабилизатора МУС, МПЗ.
Техническое обслуживание и регулировка: автоматических
панелей двигателя типа АПД-30; блоков регуляторов частоты и напряжения БРН,
БРЧ; блоков автоматики топливомеров типа БРП, БУ; блока контроля напряжения
типа БКН-115в; электромеханизмов типа МП-100, МПК-13.
Восстановительный ремонт: концевых выключателей типа
ПКТ-6М, АМ-800; импульсных маяков типа СМИ-2КМ; автомата обогрева стекол типа
АОС-81; генераторов и коллекторных преобразователей; блоков вибрации.
Работы в метрологической лаборатории: техническое
обслуживание по всем видам регламентных работ аппаратуры, например, типа УПКС,
УПП-ТКС, ПКР-24(27), КПА-ИС-1; ремонт с заменой отдельных узлов, деталей и
наладка КПА авиационного оборудования; проведение работ по подготовке
нестандартизированных средств измерений к испытаниям, обработка результатов
испытаний в соответствии с требованиями систем стандартов ГСИ.
§ 20. Авиационный техник по приборам и электрооборудованию (6-й разряд)
Характеристика работ. Техническое обслуживание и выполнение
доработок по бюллетеням приборного, электротехнического, кислородного,
противопожарного оборудования и систем бортовых измерений любых типов серийных
летательных аппаратов в условиях эксплуатации. Техническое обслуживание
приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, одного из типов
широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или до трех типов ВС
II - III классов, либо до четырех типов ВС, из них двух типов ВС I класса на
оперативных формах технического обслуживания, или выполнение работ по ТО и Р и
ВР на демонтированных с ВС четырех и более системах в лаборатории А и РЭО.
Выполнение основных работ технического обслуживания: проверка с применением КПА
сложных систем приборов и электрооборудования; проверка функционирования
объекта обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (только
по штатным бортовым приборам и сигнализации); комплексная регулировка приборов
и электрооборудования на борту ВС; устранение неисправностей с проверкой и
регулировкой приборов и электрооборудования.
Для авиационного техника по приборам - метролога
дополнительно: контроль выполнения поверочных и регулировочных работ СИ и КПА,
применяемых при техническом обслуживании ВС; ревизия трансформаторов,
дросселей, полупроводниковых диодных и триодных модулей, преобразователей
сигналов и их цепей; текущий ремонт с заменой усилителей постоянного тока, реле
времени, сельсиндатчиков, синусно-косинусных потенциометров, тахогенераторов и
электродвигателей; наладка и испытания средств измерения и регистрирующей
аппаратуры, стендов, пультов, установок и КПА, предназначенной для проверки
бортовых систем управления, базовых пилотажно-навигационных комплексов, систем
регистрации параметров и другого А и РЭО; проведение метрологической аттестации
ССИ и экспертизы ЭРД.
Должен знать: регламенты и технологию технического
обслуживания авиаприборного и электрооборудования обслуживаемых летательных
аппаратов; комплектацию приборов и электрооборудования самолетных механических
систем (управление, кондиционирование и др.), принципы их работы, правила
эксплуатации и технического обслуживания; порядок проведения дефектации и
проверки работоспособности А и РЭО; методы выявления и устранения
неисправностей приборов и электрооборудования.
Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы и технологию
лабораторной проверки и восстановления работоспособности (ремонта) отказавших
изделий А и РЭО, их модулей и плат, в том числе с заменой микроэлектронной
элементной базы приборного и электрооборудования.
Для авиационного техника по приборам - метролога
дополнительно: методы устранения дефектов, выполнения измерений параметров,
воспроизведения паспортных характеристик КПА и СИ; правила и порядок проведения
экспертизы и аттестации.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы
авиационным техником по приборам и электрооборудованию 5-го разряда не менее
трех лет.
Примеры работ.
Непосредственно на ВС:
Осмотр и дефектация: дистанционных компасов, курсовых и
инерциальных систем.
Контроль технического состояния: проверка с помощью КПА
полной тарировки и регулировки параметров датчиков противопожарного
оборудования, системы автоматической регулировки давления в кабине; автоматов
тяги САУ, системы воздушных сигналов, преобразователей по аварийным индикаторам
БСКД (с включением БСКД), светосигнальных табло-кихтограмм,
противообледенительных устройств системы запуска авиадвигателей и
турбогенераторов при их опробовании, электрооборудования системы флюгирования
винтов двигателей; базовых навигационных комплексов, наружного освещения и
сигнализации, усилителей и реле подканала, системы погрузки-разгрузки
контейнеров; прохождения сигналов в боковом и продольном каналах САУ;
параметров, характеризующих состояние топливной системы, системы постоянного
тока и аккумуляторов по КИСС.
Восстановительные работы: регулировка с помощью КПА режимов
работы электродвигателя после замены датчика типа ДС, агрегатов систем
автоматического управления, агрегатов инерциальных систем; проверка тарировки и
регулировки виброаппаратуры с применением КПА; проверка и регулировка автомата
защиты сети от перенапряжения автоматического аварийного отключения
потребителей переменного тока.
В лаборатории А и РЭО:
Проверка на соответствие НТП: блока воздушных параметров
типа БВП-9 системы СВС-72; вычислителя параметров типа ВСМВ-1-15, корректора
заданной скорости типа КЗСП системы СВС-ПН-15; платформы типа П-21, пульта
управления инерциальной системы И-11; индикатора-задатчика типа П-2-3, пульта
управления типа П-14-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока автомата
переключения скорости типа БАПС-77-03(08) САУ-1Т-2(1).
Восстановительный ремонт: вариометров типа ВАР-75, ВР-10М,
указателя скорости типа КУС-730, указателя расхода воздуха типа УРВК-18К;
пульта управления типа ПУ-11, указателя штурмана типа УШ-3 курсовой системы
ТКС-П2; рулевой машинки типа ПУ-8, блока связи с КС типа БС-КС автопилота
АП-6Е.
Работы в метрологической лаборатории: техническое
обслуживание по всем видам регламентных работ аппаратуры, например, типа ИВД,
ИВП, КПА-САУ-1Т; дефектация трансформаторов, дросселей, полупроводниковых,
диодных и триодных модулей, преобразователей сигналов и их цепей; текущий
ремонт с заменой усилителей постоянного тока, реле времени, сельсиндатчиков,
синусно-косинусных потенциометров, тахогенераторов и электродвигателей.
§ 21. Авиационный техник по приборам и электрооборудованию (7-й разряд)
Характеристика работ. Техническое обслуживание приборов и
электрооборудования, в объеме периодических форм, с самоконтролем одного из
типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или двух типов
ВС I класса, или многофункциональные проверки межблочных, модульных соединений
на борту ВС, либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов ВС I класса на
оперативных формах технического обслуживания, или выполнение работ по ТО и Р и
ВР на демонтированных с ВС более пяти изделиях, приборах и электрооборудовании
в лаборатории А и РЭО. Контроль качества ТО и Р, выполняемых рабочими более
низкой квалификации. Наземная отработка авиационных приборов и
электрооборудования выпускаемого заводом серийного самолета и его модификаций
перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний.
Настройка и регулировка особо сложных навигационных, пилотажных, информационных
комплексов, комплексов высотно-скоростных параметров. Выполнение основных работ
по техническому обслуживанию: разовые проверочные работы наиболее важных с
точки зрения обеспечения безопасности полетов систем и изделий приборов и
электрооборудования; проверка сопряжения и работоспособности приборного и
электрооборудования в комплексе с другими системами ВС; осмотры и
инструментальный контроль исправности, направленные на выявление отказов и
проведение восстановительных работ по замечаниям экипажа ВС, результатам
обработки полетной информации и результатам планового контроля при технической
эксплуатации до безопасного отказа; проверочные и регулировочные работы в
лаборатории при освоении новой авиатехники с использованием бортовых ЭВМ с
применением ССИ; диагностирование демонтированных с ВС изделий приборов и
электрооборудования с глубиной поиска неисправностей до субблока и его
компонентов; устранение выявленных неисправностей заменой отказавшего субблока,
КФМ или восстановление внутриблочных линий связи; поиск неисправностей и
проведение восстановительного ремонта блоков и изделий приборов и
электрооборудования при отказах на стендовом оборудовании в лаборатории; ремонт
и настройка приборного и электрооборудования с использованием компьютерных
программ; техническая подготовка приборов и электрооборудования к испытаниям в
полете и устранение неисправностей после испытания; самоконтроль выполняемых
работ с оформлением соответствующей документации; работы по контролю качества
работ ТО и Р и ВР систем А и РЭО; контроль за правильностью оформления
эксплуатационно-ремонтной документации; изготовление и ремонт ССИ, КПА, поиск и
устранение их неисправностей.
Для авиационных техников по приборам - метрологов дополнительно:
метрологическая проверка состояния, регулировка и испытания СИ и ССИ,
предназначенных для проверки сложных бортовых систем и комплексов А и РЭО.
Должен знать: конструкцию, принцип работы сложных систем и
комплексов функционально связанного авиационного оборудования; методы и
алгоритмы выполнения работ с использованием персональных ЭВМ; основы
вычислительной техники и цифровых систем управления на базе микропроцессоров;
алгоритмическое обеспечение бортовых систем и их использование; методы сбора, обработки
и анализа информации бортовых и наземных средств контроля и регистрации
полетных данных; построение КСПНО, функциональные связи и алгоритмы
функционирования входящих в нее систем, организацию бортового (внутреннего)
контроля параметров технического состояния систем А и РЭО, порядок проверки
программных и аппаратурных сбоев, замены комплектующих изделий и их элементов;
организацию контроля качества и выполнения процедур контроля выполненных работ
ТО и Р и ВР систем А и РЭО; особенности технической подготовки к испытательным
полетам новой АТ.
Для авиационных техников по приборам - метрологов
дополнительно: способы проверки состояния, регулировки и испытания СИ и ССИ,
предназначенных для проверки сложных бортовых систем и комплексов А и РЭО.
Для лаборатории А и РЭО дополнительно: построение КСПНО и
функциональные связи и алгоритмы функционирования цифрового оборудования,
входящего в КСПНО, организацию его встроенной системы контроля; методы
восстановления отказавших изделий ВС, его субблоков, модулей, плат путем замены
комплектующих и их элементов, в том числе заменой элементной базы; порядок
выполнения работ автоматизированного наземного контроля и диагностирования с
использованием ССИ типа АСНКД.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы
авиационным техником по приборам и электрооборудованию 6-го разряда не менее
трех лет.
Примеры работ.
Непосредственно на ВС:
Контроль технического состояния: датчиков обледенения с
блоками автоматики; с помощью встроенного блока контроля автоматических систем
управления, измерителя массы ИМЦ-2СЧ, автоматической системы штурвального
управления АСШУ-1 системы СППЗ-1, бортовой системы контроля двигателя
(БСКД-90), вычислительной системы управления тягой ВСУ-1-85, схемы объединения
подсистем переменного тока при выключенных генераторах переменного тока одного
борта; пультов системы электронной индикации СЭИ с помощью КПА; с помощью
встроенного контроля автопилота совместно с автоматом разворота и его связи с
системами комплексной информационной системы сигнализации КИСС-1-М, системы
кондиционирования воздуха с выходом информации на КИСС, основной и дублирующей
систем САРД с использованием сигналов и информации КСПНО, системы аварийных
сигналов.
Восстановительные работы: расчет поправок показаний
высотомерного оборудования по эшелонам полета на персональной ЭВМ;
восстановительный ремонт и регулировка усилителей и плат, содержащих микросхемы
комплекта системы РТ2-36; настройка, контроль параметров и проверка
работоспособности микросхем на платах с применением КПА.
В лаборатории А и РЭО:
Техническое обслуживание и регулировка:
индикатора-задатчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока
демпферов системы САУ-1Т-2(1).
Восстановительный ремонт: гироагрегата типа ГА-3, блока
дистанционной коррекции типа БДК-1 курсовой системы ТКС-П2;
индикатора-задатчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока
управления типа БУ-24 автопилота АП-6Е; блока демпферования гироскопа типа
БДГ-1094 системы САУ-1Т-2(1).
Пооперационный контроль качества ТО и Р или ВР: составление
барометрических таблиц поправок, значений высоты в кодовом виде на изделии
"Кодирующий альтиметр"; значений корректирующих коэффициентов;
значений крена, тангажа, курса, значений углов гироплатформы на изделии типа
И-11; расчета параметров указателя скорости на изделии типа КУС-1200,
КУС-730/1100-2, КУС-730/1100К.
Восстановительный ремонт электрооборудования: командных
приборов типа 5397 СКВ; электронных блоков вибрации типа БЭ-45;
электромеханизмов управления стабилизатором и закрылками; электронных блоков
регуляторов температуры СКВ.
Пооперационный контроль качества ТО и Р или ВР:
сопротивления изоляции, состояния КВ типа МКВ; токопотребления электромагнитных
муфт электродвигателей механизма привода стабилизатора типа МУС-3ПТВ.
§ 22. Авиационный техник по приборам и электрооборудованию (8-й разряд)
Характеристика работ. Техническое обслуживание систем
электрооборудования и систем приборов опытных и модифицированных летательных
аппаратов при испытательных полетах и приборов и электрооборудования, в объеме
периодических форм, с самоконтролем широкофюзеляжных самолетов и самолетов
нового поколения или сложные многофункциональные регулировочные работы систем А
и РЭО с использованием КПА и СИ на борту ВС или в лаборатории. Контроль работ,
выполненных рабочими более низкой квалификации. Отработка технологии и методов
подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных
летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков, выявленных
при испытаниях. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию:
проведение комплексных регулировочных работ на борту ВС на сложных и
взаимосвязанных системах приборов и электрооборудования; осмотр и контроль
работоспособности, направленные на предупреждение отказов приборов и
электрооборудования и своевременное проведение их ремонта по замечаниям
экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной
бортовыми средствами контроля, и по результатам планового контроля при
технической эксплуатации; поиск причины редко встречающегося отказа приборов и
электрооборудования всех типов базовых самолетов с использованием компьютерных
программ; анализ технического состояния блоков и изделий приборов и
электрооборудования при освоении самолетов нового поколения с использованием
КПА и СИ; контроль качества и организации процессов ТО и Р, ВР отдельных блоков
и систем А и РЭО в целом, выполненных авиатехниками более низкой квалификации;
участие в создании компьютерных программ по совершенствованию организации
процессов ТО и Р или ВР; сдача (прием) ВС в ремонт; осуществление приема-сдачи
ВС, находящегося на ТО и Р из смены в смену; участие в расследовании
авиационных происшествий.
В лаборатории А и РЭО: контроль технического состояния,
диагностика и поиск неисправностей в автоматизированном с использованием
рабочих мест типа АСНКД или ручном режиме с глубиной поиска неисправностей до
субблока, КФМ и подтверждением результатов дефектации (контролируемых
параметров) на физическом уровне; многофункциональные регулировочные работы
всех компонентов в составе системы А и РЭО в целом; восстановительный ремонт с
заменой отказавших компонентов или восстановление функциональных линий связи
субблока, КФМ.
Должен знать: программы наземных испытаний летательных
аппаратов и методические указания по их выполнению; организацию и методы
контроля качества выполненных работ ТО и Р, ВР А и РЭО в целом и их отдельных
блоков и систем; технологию доработок А и РЭО; организацию работы по ТО и Р и
ВР в соответствии с производственным заданием и требованиями ЭД; порядок
передачи ВС экипажу, правила передачи приборов и электрооборудования на
ремонтные предприятия и приема после ремонта.
Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы
восстановления отказавших блоков (изделий) сложных систем, их субблоков, модулей,
плат путем замены комплектующих и их элементов; алгоритмы программ поиска и
устранения причин отказов и неисправностей; методы пооперационного и
выборочного контроля качества выполненных работ А и РЭО.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы
авиационным техником по приборам и электрооборудованию 7-го разряда не менее
трех лет.
Примеры работ.
Непосредственно на ВС.
Контроль технического состояния: бесплатформенной
инерциальной системы БИНС-85, вычислительной системы самолетовождения ВСС-85;
основной системы управления закрылками и предкрылками с помощью тест-сигналов с
блоков управления БЦ-261 с применением КИСС; совместной работы САУ с ИКВСП,
параметров состояния пилотажно-навигационного оборудования и оборудования
радиосвязи; расширенный тест-контроль системы СУ-18 разворота передней опоры с
применением КИСС.
Контроль качества технического обслуживания:
продолжительности выпуска и уборки закрылков при работе каждого канала в
отдельности и при совместной работе каналов системы; тарировки каналов и
прохождения разовых команд заданных параметров, характеризующих состояние ВСУ;
исправности системы генерирования с помощью оборудования встроенного контроля,
работоспособности системы переменного и постоянного тока.
Восстановительные работы: поиск и устранение неисправностей
в системе автоматического захода на посадку по II категории ИКАО, связанных с
системами силовых установок (параллельная работа генераторов, регулировка
частоты напряжения); ВР или регулировка моделирующих и интегрирующих цепей и
усилителей системы НВ-ПБ-1 (вставки на печатных платах блока П17-2),
электронных блоков РТА-32, блоков измерения и автоматики топливомеров типа
СПУТ-18Е, ДТ, ВТ, распределительных устройств и щитов с заменой реле,
контакторов и электропроводки; восстановительный ремонт плат с одно- и
многослойным печатным монтажом и размещенными на них микросхемами и
микромодулями; регулировка и восстановительный ремонт блока демпферов БД-1,
блока разовых команд БРК-000-01, блока сравнения БС-005, блока ухода БУ-04-02;
перепрограммирование бортовых ЦВМ, настройка гидромеханической и электронной
систем управления двигателями.
В лаборатории А и РЭО:
Восстановительный ремонт: корректора заданной высоты типа
КЗВ-0-15, вычислителя типа ВС МВ-1-15 системы СВС-ПН-15; блоков инерциальной
системы И-11; блока "посадки" типа П-31-4 навигационного вычислителя
НВ-ПБ; блока автомата переключения скоростей типа БАПС-77-03(08), вычислителя
автомата тяги типа ВАУТ С.2 (3, 4 и т.д.); блока связи с директорными приборами
БСДП (1606) системы САУ1Т-2(1); блоков КВ систем управления закрылками и
стабилизатором; блоков защиты и управления генераторами трехфазного тока БЗУ,
БРЗУ; блоков регулирования напряжения и частоты БРН, БРЧ.
Пооперационный контроль качества ТО и Р или ВР: значений
суммарной погрешности высотомера на изделии "Высотомер механический"
типа ВМ-15, ВМ-15Б, ВМФ-50К; составления бортовых таблиц поправок высотомера
электромеханического типа ВЭМ-72К, ВЭМ-72ПБ; технического обслуживания
"Кислородного компрессора" типа КП-75М; составления бортовых таблиц
"Указателя скорости" типа УС-2, УС-Н, УС-И6; выходного напряжения
тахогенератора, выходного напряжения двигателя генератора механизма
вращательного действия типа МВД2Д3; настройки циклограммы, времени обработки
циклограммы механизма поступательного типа МП-100М-2С; МП-100МТ; МП-250.
Похожие материалы:
Авиационный техник по планеру и двигателям
Авиационный техник по парашютным и аварийно-спасательным средствам (Выпуск №53 ЕТКС )
Авиационный техник по горюче-смазочным материалам
Авиационный техник по радиооборудованию
Автоклавщик (Часть №2 выпуска №41 ЕТКС)
Автоклавщик
|