В.Т. Батычко
Международное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 9. Международное право и права человека
9.5. Право убежища
В МГП нет обязательного для государств, специального
международно-правового акта, закрепляющего правила предоставления убежища и
пользования им. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966
г.) также нет упоминания об указанном институте. В науке международного права
существует два подхода в определении понятия «убежища». Одни ученые понимают этот
институт как право государства предоставить убежище, другие - как право лица
получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия
института убежища, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Войцехович и Г.И.
Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства
предоставить политическое убежище в осуществление своих суверенных прав и права
человека искать убежище в других странах. Однако Всеобщая декларация прав
человека (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание,
что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других
странах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в
Декларации о территориальном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в
качестве рекомендации. В названной Декларации о территориальном убежище (1967
г.) основанием для обращения лица и предоставлении ему убежища считается
преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в
соответствии с Декларацией государствам предоставляется право устанавливать
основания для предоставления убежища самостоятельно. Убежище, которое
предоставляется государствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г.,
называется «политическим убежищем», или «территориальным убежищем». Оно
предоставляется государством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убежище,
не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано
в страну, где возможна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям
национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г.
перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится
преследование лица за совершение неполитического преступления или при
совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что
убежище не предоставляется лицу, совершившему действия, направленные на подрыв
международного мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10
основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации
принципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища
(территориальный) признается многими государствами мира и находит развитие в
национальном законодательстве.
Понятие территориального (политического) убежища строится
на основе использования лицом территории государства в соответствии с его
законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональном уровне
существует институт дипломатического убежища в соответствии с Конвенцией об
убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним
понимается предоставление лицу, преследуемому по политическим основаниям,
укрытия в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений,
на борту военного корабля или военно-воздушного судна, на территории военных
баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развивается в направлении все
более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных
соглашений о дипломатическом убежище не существует. Многие государства мира
исходят из необходимости предоставления не дипломатического убежища, а
дипломатического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и
здоровье лица, нуждающегося в защите. При этом они мотивируют свое решение
внутригосударственным актом (США). Некоторые государства, не признавая
дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех
странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия,
Франция). Институт дипломатического убежища имеет место лишь в государствах
Латинской Америки и неизвестен общему международному праву. Следует отметить,
что он противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях
от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Венской конвенции о консульских сношениях (1963
г.), согласно которым помещения представительств не должны использоваться в
целях, не совместимых с их функциями.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Право товарища на информацию
Право суда приостановить исполнительное
производство - Гражданский процессуальный кодекс
Право суда приостановить
производство по делу
Право удержания судна или строящегося судна
Право хозяйственного
ведения - ст.294 ГК РФ
Право частной собственности на земельные участки
|