Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Юриспруденция

В.Т. Батычко
Международное право

Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

Лекция 9. Международное право и права человека

9.4. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц

Международно-правовой статус беженцев определяется в соответствии с Конвенцией от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев и Протоколом, касающимся статуса беженцев. Центральными элементами международно-правового статуса беженцев являются права, свободы и обязанности, хотя для международно-правового статуса беженцев имеют значение и такие элементы правового статуса, как гражданство и гарантии реализации статуса. Для раскрытия содержания международно-правового статуса беженцев необходимо дать характеристику указанных элементов статуса.

Права и свободы беженцев, как центральный элемент международно-правового статуса беженцев, складывается из:

-  прав и свобод беженцев, предоставляемых наравне с гражданами государства прибытия беженца; прав и свобод беженцев, предоставляемых в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем предоставляются иностранцам;

-  прав и свобод, предоставляемых исключительно беженцу;

-  прав и свобод беженцев, вытекающих из их личного статуса и семейных отношений. Права и свободы беженцев, предоставляемые наравне с гражданами государства прибывания, по Конвенции 1951 года следующие:

1)  свобода религиозного убеждения (ст. 4 Конвенции);

2)  право на изобретение, чертежи и модели, торговые марки, названия фирм и права на литературные и художественные произведения (ст. 14);

3)  право на обращение в суд (ст. 16);

4)  право на получение пайков, если они предусмотрены законодательством принимающего государства (ст. 20);

5)  право на начальное образование (ч.1 ст. 22);

6)  право на правительственную помощь (ст. 23);

7)  право на вознаграждение за труд, включая пособия на семью, продолжительность рабочего дня, оплачиваемых отпусков, минимального возраста при приеме на работу, труда женщин и подростков, коллективных договоров, социального обеспечения, право на компенсацию за смерть беженца, являющуюся результатом несчастного случая на работе (ст. 24).

Права и свободы беженцев, предоставляемые в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем иностранцам:

1)  право ассоциаций (ст. 15);

2)  право работы по найму (ст. 17);

3)  право на работу в собственном предприятии (<"?. 18);

4)  право заниматься свободными профессиями (ст. 19);

5)  жилищные права (ст. 21);

6)  право на другие виды образования, кроме начального (ч.2 ст. 22);

7)  право на свободу передвижения (ст. 26);

Права и свободы, исключительно предоставляемые беженцам:

1)  право на административное содействие (ст. 25);

2)  право на получение удостоверения личности (ст. 27);

3)  право на получение проездных документов (ст. 28);

4)  право на вывоз имущества беженца, привезенного с собой, при выезде на поселение в другое государство (ст. 30);

5)  право на ускоренный порядок натурализации (ст. 34). Права беженцев, вытекающие из его личного статуса, закреплены в ст. 12 Конвенции.

В комплекс личных прав беженцев входят права, закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, которые приобретены беженцем в стране своего гражданства (домицилия) и постоянного места жительства (для лиц без гражданства). Часть 2 ст. 12 Конвенции закрепляет положение о том, что права, вытекающие из личного статуса беженца (в том числе из брака), признаются государством прибытия беженца при условии, если они признаны законами данного государства.

Среди конвенционных обязанностей беженца необходимо выделить:

1)  обязанность соблюдать законы и распоряжения, в стране пребывания (ст. 2);

2)  обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания (ст. 29).

Конвенция так же закрепляет правовые гарантии реализации статуса беженцев, среди которых необходимо выделить:

1)  запрет на какую-либо дискриминацию в отношении беженцев (ст. 3);

2)  предоставление, по меньшей мере, столь же благоприятного положения, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание (ст. 4);

3)  возможность государств-участников предоставлять беженцам права и преимущества, независимо от положений Конвенции 1951 г. (ст. 5);

4)  государства-участники должны предоставлять беженцам правовое положение, которым вообще пользуются иностранцы (ч.1 ст. 7);

5)  государства-участники    признают за беженцами права и преимущества, на которые он имел право в день вступления в силу Конвенции 1951 г. и обладал ими до признания его беженцем, т.е., личный статус (ч. 3 ст. 7, ст. 12);

6)  государства-участники не будут применять исключительные меры к беженцам, являющимся гражданами государства, в отношении которых при обычных ситуациях применяются исключительные меры (меры взаимности) (ст. 8);

7)  государства-участники в интересах государственной безопасности могут принимать необходимые меры к лицу, признаваемому беженцем (ст. 9);

8)  признание личного статуса беженца (ст. 12);

9)  не допускается высылка законно проживающих на территории государства беженцев, за исключением случаев угрозы с их стороны государственной безопасности и общественному порядку. Высылка допускается только в судебном порядке (ст. 32);

10)  не допускается наложение взыскания на беженцев, незаконно находящихся на территории государства, если они незамедлительно явились к властям и дали соответствующие объяснения (ст. 31);

И запрещается высылка беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли (ст. 33).

Перемещенные лица в МГП также пользуются защитой и покровительством. МГП предполагает, что даже во время войны гражданское население должно быть в состоянии вести как можно более нормальный образ жизни. Если, однако, гражданские лица вынуждены покинуть свои дома по причине серьезных нарушений МГП, они тем более подпадают под защиту этого права. Указанная международно-правовая защита предоставляется положениями МГП, как применяемыми в период международных вооруженных конфликтов, так и в период немеждународных вооруженных конфликтов, поскольку оба указанных типа конфликтов могут стать причиной перемещения населения в пределах своего государства. Что касается гражданских лиц, спасающихся бегством от немеждународного вооруженного конфликта, то они пользуются защитой, очень сходной с той, которая предоставляется во время международных вооруженных конфликтов. Эта защита основывается на ст. 3, общей для всех Женевских конвенций и Протокола П.

Прежде всего необходимо выделить те права, которыми обладают перемещенные лица, на основании ст. 3 общей для всех Женевских конвенций 1949 г. и Протокола II:

-  право на уважение своей личности, чести, убеждений и своих религиозных обрядов;

-  право на гуманное обращение;

-  право на жизнь и физическую неприкосновенность;

-  право получать продукты и другие предметы, необходимые для выживания;

-  право на судебные гарантии в случае привлечения к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности;

-  право на получение помощи. Международно-правовые гарантии реализации прав перемещенных лиц те же, что содержатся в четырех Женевских конвенциях, и распространяются не только на перемещенных лиц, но и на другие виды покровительствуемых лиц.

Для защиты перемещенных лиц широко используются нормы, относимые к международным вооруженным конфликтам: ст. 54, 75, 73 Протокола I, ст. 49, 23, 55, 59 IV Женевской конвенции, часть IV Протокола I и др.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Правовой статус Президента Российской Федерации
Правовой режим ценных лесов - Лесной кодекс
Правовой режим отдельных видов имущества
Правовой статус главы государства
Правовой статус личности: понятие, виды, структура (Батычко В.Т., 2005)
Правовой статус судей



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру