В.Т. Батычко
Международное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 2. Понятие, предмет и система международного права
2.3. Соотношение внутригосударственного и международного права
Вопрос о
соотношении международного и внутригосударственного (национального) права
является одним из центральных в теории международного права. Международная
доктрина в этом вопросе выработала три основных направления: одно
дуалистическое и два монистических.
В основе дуалистического
подхода лежит тезис о том, что международное право и право национальное
представляют собой два различных правопорядка. Отмечая это, основоположник
этого направления немецкий ученый XIX века Г. Трипель
писал: «Международное и внутригосударственное право суть не только различные
отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые не более чем
соприкасаются и никогда не пересекаются».
Суть монистических
концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное
и национальное право рассматриваются как части единой системы права. При этом
сторонники этих концепций расходятся только в вопросе примата (первенства,
верховенства) этих правовых систем. Одни из них исходят из примата
внутригосударственного права над международным (немецкая юридическая литература
второй половины XIX - начала ХХ в.) Так, один из видных
представителей этого направления немецкий ученый А. Цорн писал: «Международное
право юридически является правом лишь тогда, когда оно является государственным
правом». А его коллега А. Лассон утверждал, что «государство оставляет
за собой свободу решать, соблюдать международное право или нет, в зависимости
от того, диктуется ли это его интересами».
Обоснование
позиции сторонников другой разновидности монистической концепции - примата
международного права над внутригосударственным, получившей широкое распространение,
содержится в трудах австрийского юриста ХХ в. Г. Кельзена, в послевоенные годы,
профессора Калифорнийского университета (США). Отождествляя государство с
корпорацией, Кельзен писал: «Государство рассматривается только как правовое явление,
как юридическое лицо, т.е. корпорацию». Поэтому соотношение между международным
правопорядком и национальными правопорядками «напоминает соотношение национального
правопорядка и внутренних норм корпорации».
Советская
концепция по этому вопросу основывалась на следующих посылках:
-
международное и внутригосударственное право, будучи самостоятельными
правовыми системами, находятся в постоянном взаимодействии, которое
опосредуется волей государств - участников международного общения;
-
оценивая обе монистические теории как несоответствующие объективной
реальности существования суверенных государств, нельзя отрицать возможного преимущественного
значения той или иной системы права в процессе их тесного взаимодействия;
-
если влияние норм внутригосударственного права на международное можно
назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного
права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в
процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать
принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип
получил четкое выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных
договоров 1969 года, согласно которой участник договора «не может ссылаться на
положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им
договора».
Таким
образом, хоть и с достаточно туманными оговорками, признавался примат норм
международного права над нормами национального законодательства. В настоящее
время такой примат норм международного права находит свое закрепление в текущем
законодательстве России (см., например, часть 4 статьи 15 Конституции
Российской Федерации). В ней сказано «Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора».
Здесь уместно
затронуть вопрос о взаимовлиянии международного и национального права. Действительно,
с одной стороны, международное право оказывает существенное влияние на
становление, формирование и динамику норм национального права, налагая на
государства исполнение обязательств, взятых ими при подписании различных
международных договоров (например, к этому их обязывал Венский документ СБСЕ
1989 года). Но, с другой стороны, и само международное право может испытывать
на себе влияние норм внутригосударственного права. Например, принятие в 1951
году в СССР Закона о запрещении пропаганды войны привело к тому, что в статье
20 Международного пакта.о гражданских и политических правах, принятого
Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, появилась норма, согласно которой
«всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом».
Международное (публичное) право отличается от
внутригосударственного права. Отличия сводятся к следующему:
-
По предмету правового регулирования - международное право регулирует отношения, возникающие
только между специфическими субъектами; внутригосударственное право регулирует
весь спектр общественных отношений, возникающих внутри государства и не
затрагивающих интересы других государств, за исключением возникающих коллизий
между правовыми системами различных государств.
-
По характеру регулируемых отношений - международное право регулирует исключительно
демократические отношения; во внутригосударственном праве характер регулируемых
отношений зависит от политико-правового режима.
-
По субъектам - международное право регулирует отношения преимущественно
между классическими субъектами права (государствами, нациями и народностями,
борющимися за национальную независимость, международными межправительственными
организациями и государствоподобным образованием); во внутригосударственном
праве субъектами являются физические и юридические лица, государственные органы
и другие субъекты, действующие на территории государства.
-
По способу создания норм - в международном праве нормы создаются самими субъектами
права для себя путем согласования воль при принятии акта; во
внутригосударственном праве нормы права создаются специально уполномоченными
органами.
-
По источникам права - в международном праве источниками права являются договор и
международный обычай; во внутригосударственном праве — закон, подзаконный акт,
обычай, нормативный договор.
Международное (публичное) право отличается от
международного частного права:
-
По характеру нормативного образования - международное право — самостоятельная система права;
международное частное право - отрасль российского права.
-
По субъектам - субъектами международного права являются специфические
субъекты; субъектами международного частного права — субъекты национальных
правовых систем, обремененные иностранным элементом.
-
По характеру регулируемых отношений - международное право регулирует отношения между
специфическими субъектами (государствами, нациями и народностями, борющимися за
национальную независимость, международными межправительственными организациями,
государствоподобным образованием); международное частное право -
гражданско-правовые отношения в широком смысле слова (гражданские в истинном
смысле слова, семейные, наследственные, кооперативные, авторские и др.).
-
По источникам - источниками международного права являются договоры и
обычаи; международного частного права - как источники национального права, так
и международные договоры и обычаи.
Нормы международного права создают права и обязанности только для
субъектов международного права.
Органы
государственной власти и иные субъекты, находящиеся на территории государства,
непосредственно нормам международного права не подчиняются.
Реализация
международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляется путем
вхождения норм международного права в нормы внутригосударственного права.
Сам процесс
вхождения норм международного права в национальное законодательство называется имплементацией.
Способы вхождения именуются трансформацией. В широком смысле
трансформация представляет собой способ осуществления международного права
посредством издания государством внутренних нормативных актов (законов, актов
ратификации и публикации международных договоров, административных
постановлений, распоряжений и т.п.) и обеспечение исполнения им своего международного
обязательства или в интересах использования им своего международного
правомочия. Таким образом, норма международного права не преобразуется, она
сохраняет свой статус. А вот ее содержанию, правилу поведения придается статус
нормы национального права. Собственно, речь идет об имплементации международной
нормы при помощи национального права.
Трансформация
может быть общей и индивидуальной.
При общей
трансформации государство устанавливает, что все или только определенные
виды принятых им международно-правовых норм являются частью национального права
страны.
При индивидуальной
трансформации необходимо в каждом случае вводить международные нормы в национальное
право страны специальным актом.
В некоторых
странах, например в Великобритании, в отношении обычного международного права
применяется общая трансформация, а в отношении договоров - индивидуальная. В
России в отношении международных договоров применяется индивидуальная трансформация
(Государственной Думой РФ издается специальный закон о ратификации).
В доктрине международного права различают несколько способов
трансформации:
а) прямую
рецепцию - когда норма международного права без изменения заимствуется
национальным законодательством. Нередко этот способ именуется инкорпорацией, т.е.
включением;
б) бланкетную
рецепцию - когда норма международного права не заимствуется, но на нее
делается соответствующая;
в) собственно
трансформацию - когда норма международного права изменяется путем создания
словесной национальной транскрипции (переводится на другой язык) и закрепляется
в национальном нормативном акте, но ее смысловое значение при этом не претерпевает
значительных изменений.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Соответствие производственных объектов и
продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
Сообщения о терпящих или потерпевших бедствие
воздушных судах - Воздушный кодекс
Сообщение участником
консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой
группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или
неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
Соотношение государства и общества
Соотношение государства и права (Батычко В.Т., 2005)
Соотношение морали и права
|