Е.Б. Хомутов
Правоведение: конспект лекций Челябинск, 2012. – 103 с.
Лекция 4. Основы административного права России
4.1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы
Административное право – это отрасль права, которая
регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и
функционированием системы государственного управления. Слово “администрация” в
переводе с латинского означает “управление”. Поэтому административное право
называют управленческим. В широком смысле, государственное управление близко к
понятию исполнительной власти, хотя, в более узком (строгом) смысле,
правительство является высшим органом государственного управления.
Органы государственного управления характеризуются тремя
основными признаками:
1) наличием управленческого (административного)
аппарата;
2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого
аппарата;
3) используемой при этом властью.
Роль органов государственного управления
состоит в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их
совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается
функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества в
целом.
Функции органов государственного управления:
1) управление различными сферами экономики;
2) выполнение задач по социально-культурному
строительству;
3) обеспечение общественного порядка и государственной
безопасности;
4) реализация внешней политики государства, развитие
экономических и иных связей с другими странами.
Предмет административного права:
1) отношения, возникающие в связи с функционированием
системы исполнительной власти на всех национально-государственных и
территориальных уровнях Российской Федерации;
2) отношения, складывающиеся в процессе организации и
деятельности органов государственного и муниципального управления;
3) отношения, возникающие в связи с функционированием
негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур
и т.д.).
Источники административного права:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные конституционные законы. В п. 2 ст. 114
Конституции РФ записано: “Порядок деятельности Правительства Российской
Федерации определяется федеральным конституционным законом”.
3. Федеральные законы, содержащие нормы
административного права.
4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету
административно-правового регулирования.
5. Постановления Правительства Российской Федерации по
вопросам государственного управления.
6. Кодифицированные акты (Кодекс об административных
правонарушениях – КоАП РФ).
7. Приказы и постановления министерств и ведомств.
8. Законы, принимаемые представительными органами
власти субъектов Российской Федерации.
9. Распоряжения и постановления органов местного
самоуправления (т.е. городских и районных администраций).
10. Приказы руководителей государственных и
негосударственных предприятий (учреждений).
11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в
устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).
Субъекты административного права:
1. Федеральные органы исполнительной власти.
2. Органы местного самоуправления.
3. Предприятия и учреждения (государственные и
негосударственные).
4. Общественные объединения (организации).
5. Государственные служащие (должностные лица).
6. Граждане.
Принципы административного управления:
1. Принцип подчиненности и соответствующей
подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.
2. Принцип участия населения в управлении.
Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические
выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может
осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги,
забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещённые законом.
3. Принцип законности в управлении. Это значит,
что вся исполнительно-распорядительная деятельность административных органов
власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.
4. Принцип федерализма. Этот принцип проявляется
во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления,
которые должны работать в единой системе законодательства.
Похожие материалы:
Понятие административно-правовой нормы и ее структура
Понятие административно-правового отношения и его структура (Батычко В.Т., 2008)
Понятие авиационного персонала
Понятие аудита и его роль в деятельности организации
Понятие банковской гарантии - ст.368 ГК РФ
Понятие безопасности Российской Федерации и ее система
|