Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Юриспруденция

Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

4. Основы конституционного права Российской Федерации

4.4. Формирование правового государства в Российской Федерации

Принятие новой Конституции Российской Федерации было предопределено логикой развития общественно-политической ситуации в России в последние годы. При разработке проекта новой Конституции РФ предполагалось, что она будет иметь характер Основного Закона государства переходного периода от тоталитаризма к правовому государству. Поэтому, хотя правовое государство в России еще не создано, ст. 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Данное положение носит не просто программный (перспективный) характер, но задает параметры дальнейшего развития всей совокупности общественных отношений в России.

В связи с этим глава 1 Конституции РФ 1993 года называется “Основы конституционного строя”.

Конституционный строй – это система господствующих в обществе и закрепленных в Основном Законе государства экономических, правовых и политических отношений, характеризующих принципы организации и деятельности государственной власти, устанавливающая основные права и свободы граждан как высшую ценность.

Принципы конституционного строя Российской Федерации:

1.  Принцип демократизма означает, что любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер (ст.1 Конституции РФ).

2.  Принцип приоритета прав и свобод гражданина означает, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности (ст.2 Конституции РФ).

3.  Принцип народовластия означает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом, во-вторых, суверенитет российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.

4.  Принцип федерализма означает, что целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством (ст.4 Конституции РФ). Согласно этому принципу все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст.5 Конституции РФ). Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей, независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания (ст.6 Конституции РФ).

5.  Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства. Он означает, что основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

6.  Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах государственных границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности при их равной юридической защите (ст.8 Конституции РФ). Одним из отражений этого принципа является признание права частной собственности, в том числе и на землю (ст.9 Конституции РФ).

7.  Принцип разделения государственной власти означает, что в Российской Федерации существует три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим арбитражным судами (ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ). При этом закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конституции РФ). Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность местного самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ).

8.  Принцип политического и идеологического многообразия означает, что в Российской Федерации разрешено создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.13 Конституции РФ).

9.  Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии (ст. 14 Конституции РФ). Согласно этому принципу, государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

Конституционный строй, по сути, является синонимом правового государства. Поэтому о формировании правового государства в Российской Федерации можно говорить только тогда, когда все принципы конституционного строя найдут свое реальное воплощение в общественной жизни. В действительности, пока реализованы не более половины из этих принципов

Конституция Российской Федерации 1993 года широко определяет правовой статус человека и гражданина.

Этому посвящена глава 2 Конституции РФ (ст.17-64). Поскольку соблюдение и защита прав и свобод человека  является одним из основных принципов правового государства, данная глава Конституции РФ занимает центральное место и, по сути, включает в себя Декларацию прав человека и гражданина, принятую на Съезде народных депутатов России 22 ноября 1991 года.  Эта Декларация полностью соответствует всем международным актам о защите прав и свобод человека.

В Конституции Российской Федерации 1993 года, прежде всего, закрепляются личные права и свободы граждан: право на жизнь (ст.20); право на личную неприкосновенность (ст.22); право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23); неприкосновенность жилища (ст.25); право свободного выбора места жительства, пользования родным языком (ст.26, 27). Конституция Российской Федерации также закрепляет право граждан на судебную защиту; получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката (ст.45-48).

В Конституции Российской Федерации существенно расширены гарантии защиты граждан от судебного произвола. Ст. 49 Конституции закрепляет принцип презумпции невиновности, согласно которому любое лицо считается невиновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Ст. 21 Конституции запрещает применение пыток, насилия и жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Конституция Российской Федерации содержит важные процессуальные нормы, касающиеся уголовного и гражданского законодательств (ст.50-54).

Во второй главе Конституции Российской Федерации также закрепляются необходимые политические права и свободы граждан: свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций (ст.28-30); избирательные права (ст. 32, 60).

Экономические права и свободы граждан закреплены в ст.34-35 Конституции Российской Федерации. В этих статьях провозглашаются юридические гарантии свободы, не запрещенной законом экономической деятельности, предпринимательства и добросовестной конкуренции. В ст.35 Конституции провозглашается право частной собственности на имущество, которого никто не может быть лишен иначе как по решению суда. Статья 36 Конституции конкретизирует ст.9, закрепляя право частной собственности на землю и природные ресурсы. Свободное распоряжение способностью к труду, гарантии юридической защиты трудовых прав граждан содержатся в ст.37 Конституции РФ.

Важное место в Конституции Российской Федерации занимают социальные права граждан. В Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и в иных случаях (ст.39); защита государством материнства и детства (ст.38); право каждого человека на жилище (ст.40); право на бесплатную медицинскую помощь за счет средств страховых взносов (ст.41); право на бесплатное общее и среднее профессиональное образование, а также право получения высшего образования на конкурсной основе (ст.43); право на проживание в благоприятной для здоровья экологически чистой окружающей среде (ст.42) и другие права.

Важным положением в Конституции РФ является разрешение гражданам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Граждане для защиты своих прав могут обращаться в суд, использовать средства массовой информации, создавать комитеты (общественные объединения) в свою защиту и даже могут использовать право необходимой обороны, если их жизнь и здоровье подвергаются непосредственной опасности. Государство, в свою очередь, в соответствии со статьями 61-63 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации защиту и покровительство как на своей территории, так и за ее пределами. При этом наличие двойного гражданства (ст. 62 Конституции РФ) у гражданина Российской Федерации не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Главной обязанностью граждан Российской Федерации является соблюдение законов и норм, закрепленных во всех отраслях права. К числу конституционных обязанностей граждан также относятся: своевременная уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ); обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58); обязанность защищать Отечество (ст. 59); обязанность родителей заботиться о детях, а равно обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38) и ряд других обязанностей. Устанавливая для граждан обязанность защиты Отечества, статья 59 Конституции предоставляет право замены несения военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Во второй главе Конституции Российской Федерации содержится перечень условий, при которых в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться ограничения прав и свобод граждан (ст. 55). Статья 56 Конституции РФ разъясняет, в каких целях на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных областях может вводиться чрезвычайное положение, а также содержит перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения.

В целом, вторая глава Конституции Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня прав и свобод граждан. Однако отсутствие в Конституции Российской Федерации тех или иных общепризнанных в международных пактах и договорах прав и свобод не умаляет и не отрицает их. Тем более что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Формирование коллегии присяжных заседателей - ст.328 УПК РФ
Формирование кадрового резерва
Формирование расходов бюджетов
Формирование резерва на возможные потери по ссудам (Фролова Т.А., 2010)
Формирование системы логистического сервиса



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру