Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Юриспруденция

Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

3. Международное право как особая система права

3.6. Концепция прав человека и их международная защита

Одно из важнейших мест в международном праве занимает международная защита прав человека, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации продекларированных прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами взятых на себя международных обязательств в данной сфере и защита попранных прав отдельного человека. Принцип уважения прав и свобод человека закреплен Уставом ООН и рядом международных договоров и соглашений по защите прав и свобод человека, разработанных в рамках ООН и ее специализированных учреждений. В частности, в договорах закреплены определения таких понятий, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.  закрепляет:

-  равенство людей (согласно ст. 1 все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах);

-  недискриминацию (каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, без какого-либо различия по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, а также в зависимости от политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит);

-  право каждого на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;

-  запрет рабства или подневольного состояния и работорговли во всех видах;

-  запрет пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращение и наказание;

-  право каждого на правосубъектность;

-  равенство всех перед законом и право на обращение в суд и эффективное восстановление в правах компетентным национальным судом;

-  запрет произвольных арестов, задержаний или изгнаний;

-  презумпция невиновности и запрет обратной силы закона;

-  запрет произвольного вмешательства в личную, семейную жизнь, посягательств на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, честь и репутацию;

-  право на свободу передвижения и выбора места жительства;

-  право на гражданство;

-  право на вступление в брак, при достижении совершеннолетия и свободном согласии, вступающих в брак;

-  право владеть имуществом;

-  право на свободу мысли, совести, религии, убеждений и свободное их выражение;

-  право на свободу мирных собраний и ассоциаций;

-  право принимать участие в управлении своей страной, равный доступ к государственной службе в своей стране;

-  право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;

-  право на образование, социальное обеспечение и другие права и свободы человека.

Всеобщая декларация послужила фундаментом для развития международного регулирования и закрепления прав и свобод в многочисленных конвенциях – пактах о правах человека и других. В частности, Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (г. Страсбург, 26 ноября 1987 г.).

Международная система защиты прав и свобод человека достаточно разнообразна, центром которой является Система ООН и Верховный комиссар ООН по правам человека. Координирующие функции данной системы возложены на ООН и ее специальные учреждения (МОТ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии, а также Международный суд ООН, Европейский суд по правам человека и другие. Особое место среди комитетов и комиссий занимают Европейская комиссия по правам человека; Комитеты по правам человека; по экономическим, социальным и культурным правам; по ликвидации расовой дискриминации; против пыток; по правам ребенка и т.д.

Основной задачей перечисленных выше организаций является всесторонняя защита прав и свобод человека на международном уровне и в целях выполнения возложенной на них задачи в их компетенцию входит рассмотрение:

-  докладов государств по вопросам соблюдения ими взятых на себя обязательств, закрепленных в договорах;

-  сообщений государств о не выполнении другим государством своих обязательств по договору;

-  петиций граждан о нарушении каких-либо прав, закрепленных в соответствующем договоре, которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.

Процедура рассмотрения индивидуальных петиций в целом одинакова для большинства организаций, входящих в систему международной защиты прав и свобод человека. Получив индивидуальную петицию о нарушении государством прав человека, предусмотренных международным договором, комитет, комиссия либо другая организация, обладающая полномочиями рассмотрения такого рода жалоб, должна удостовериться, что лицо исчерпало все внутренние средства защиты и этот же вопрос не рассматривается в рамках другой процедуры международного разбирательства или урегулирования. При этом не рассматриваются анонимные, явно необоснованные петиции, несовместимые с положениями договора, а также поданные при злоупотреблении правом подачи петиций.

Признав петицию приемлемой, рассматривающая сторона уведомляет соответствующее государство, которое должно в определенный срок представить письменные объяснения в отношении указанных в петиции нарушений и принятые государством меры. Далее на заседании исследуются сообщение лица, объяснения государства и сторонам сообщаются соображения по данному поводу. Решения по индивидуальным жалобам не являются юридически обязательными, но зачастую государства выполняют их добровольно.

Подробнее остановимся на обращении в Европейский суд по правам человека, штаб-квартира которого находится в Страсбурге. Европейский суд формируется Парламентской Ассамблеей Совета Европы и состоит из 41 одного судьи (на данный момент) по количеству стран-участниц Совета Европы и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судьи избираются сроком на 6 лет, половина из которых избирается каждые три года. Судьи могут переизбираться.

Жалоба при рассмотрении ее в Европейском суде проходит несколько стадий:

1)  неформальная – во время которой лицо, обратившееся с жалобой, переписывается с Секретариатом Суда (по вопросам оформления жалобы, если она была подана в свободной форме либо, что данная жалоба может быть признана неприемлемой). Но секретариат не может определять дальнейшую судьбу жалобы и, если лицо, обратившееся в Европейский суд по правам человека, настаивает на рассмотрении его жалобы, данная жалоба будет рассмотрена в соответствии с процедурами Европейского суда;

2)  юрисдикционная – стадия рассмотрения дела. В данном случае дело поступает для изучения судье и далее направляется в комитет.

Европейский суд по правам человека действует, образуя комитеты (3 судьи), палаты (7 судей) и большую палату (17 судей). Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.

Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятии его с очереди.

Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет признал жалобу приемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу.

Большая Палата рассматривает дела:

а)     по межгосударственным жалобам;

б)    по индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решением суда;

в)     при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.

В случае признания обращения приемлемым, Европейский суд по правам человека может предложить: дружественное урегулирование либо разрешить дело в соответствии с собственной процедурой.

Решения Европейского суда по правам человека являются обязательными для государств-участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Исполнение решений Европейского суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, которому передаются принятые Европейским судом по правам человека решения. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского суда по правам человека.

Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека разрешают следующие дела:

-  было ли нарушено государством конкретное право, предусмотренное международными договорами, в отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно было нарушено;

-  признают нарушения права.

Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский суд по правам человека бремя доказывания лежит на заявителе, следовательно, заявитель должен обосновать свою жалобу, иначе она может быть признана злоупотреблением своего права.

Подводя итог анализу международного регулирования прав и свобод человека, необходимо выделить некоторые основные положения:

-  Права человека – высшая ценность, их уважение и соблюдение – обязанность государства.

-  Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо принципу.

-  Осуществление прав и свободы человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

-  Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства.

-  Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны.

-  Права человека могут быть ограничены законом только в том случае, если есть прямая угроза государственной и общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Концепция маркетинга
Концепция логистики (Сербин В.Д.)
Концепция М. Портера
Концепция прав человека и их международная защита
Концепция экономического либерализма (Фролова Т.А.)
Координатографист прецизионной фотолитографии



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру