В.Т. Батычко
История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
4. Древний Китай
К концу третьего тысячелетия до н.э. население Китая перешло
к оседлому образу жизни. Основными занятиями стали земледелие, скотоводство и
ремесло. Выделяется родоплеменная и военно-дружинная .знать, которая начала
сосредотачивать в своих руках средства производства и основные богатства. В это
же время сложились необходимые предпосылки для возникновения рабства. К началу
второго тысячелетия до н.э. четко проявляется процесс разложения
первобытнообщинного строя, протекавший в непрерывной борьбе как внутри племени,
так и между племенами. Классовое расслоение общества привело к ликвидации
родового строя, сформировалось рабовладельческое древнекитайское государство.
Период Инь (Шан, XIV—XI вв., до н.э.) был временем становления рабовладельческого
общества.
В эпоху Шан раннее древнекитайское государство представляло
собой совокупность большого количества общинных коллективов со своими
вождями-правителями (чжухоу), обязанных присылать ко двору центрального
правителя (ванна) дань.
В период Чжоу (XI—III
вв. до н.э.) идет дальнейшее совершенствование орудий обработки земли. Так, в VII—VI вв. до н.э. осваивается плавка
и обработка железа, из которого в последующие века научились изготавливать
различные сельскохозяйственные орудия. Применение железа способствовало
развитию ремесла, а это, в свою очередь, вызывало рост городов и развитие
товарно-денежных отношений.
Во второй половине второго тысячелетия до н.э. из общей
массы населения выделилась привилегированная верхушка, включавшая правителя,
его родичей и приближенных, высших жрецов и чиновников. Родственные связи
играли очень важную роль в среде господствующего класса рабовладельцев.
Верхушка Китая в период Чжоу была представлена прежде всего наследственной
аристократией. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии
преобразованиями Шан Яна. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно
которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением,
а за заслуги перед правителем. Так со временем на первое место выдвигается
новая знать — имущественная, военная, торгово-ростовщическая, которая отчасти
оттесняет старую потомственную аристократию.
На противоположном полюсе социальной структуры
древнекитайского общества находились рабы. Источники рабства были различными.
Первоначально рабами становились военнопленные, затем разорившиеся
крестьяне-общинники вместе с женами и детьми, бездомные, бродяги. В эпоху Шан —
рабы находились в абсолютно бесправном положении. Их клеймили, надевали на них
колодки, отрезали уши, заставляли выполнять самую тяжелую и грязную работу,
безнаказанно убивали. В период Чжоу рабов можно было менять, покупать и
продавать. Особенно широкие размеры приняла работорговля при Цинь (221—207 до
н.э.). Вместе с тем в рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный
слой свободных общинников.
На протяжении всей истории рабовладельческого Китая
существовала монархическая форма правления. Зарождается идея неограниченной
власти правителя — вана. Ван называет себя «единственным и первым человеком».
Распад государства Чжоу повлек за собой некоторое ослабления власти вана. Но
утверждение династии Цинь вновь резко усиливает могущество верховного
правителя. Древнекитайская монархия была наследственной и по форме являлась
типичной восточной деспотией. Власть правителя переходила к старшему сыну. В
руках вана находился обширный и разветвленный аппарат управления. Должностные
лица подразделялись по их функциям на три категории: гражданские, помогающие
вану в различных видах административной деятельности; военные; всевозможные
советники и прорицатели. Непосредственное управление государством
осуществлялось высшими чиновниками, подчиняющимися непосредственно вану.
Низшей административной единицей на всем протяжении истории
рабовладельческого древнекитайского государства оставалась сельская
территориальная община, имевшая свои органы самоуправления.
Суд в Древнем Китае не был отделен от государственной
администрации. Судебные функции выполняли многочисленные представители
государственного аппарата. Верховным судьей являлся ван. С образованием империи
Цинь была введена должность окружного судьи. Окружному судье подчинялся особый
уездный чиновник, в ведение которого были все местные тюрьмы.
В период Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный
характер.
Подлинные тексты законодательства Древнего Китая не дошли до
нашего времени. Первые писаные законы появились в период Шан. В период Чжоу был
составлен первый специализированный уголовный кодекс, насчитывающий около 3000
статей. Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением
многочисленных сборников права.
В период Шан происходит закрепление права частной
собственности на скот, рабов и орудия труда. Во второй половине первого
тысячелетия до н.э. частная собственность начинает охватывать более широкий
круг общественных отношений. Древнекитайскому праву были известны такие виды
гражданско-правовых сделок, как мена, купля-продажа, дарение, заем.
Для Древнего Китая характерно существование большой
патриархальной семьи с абсолютной властью отца, многоженством и культом
предков. Женщина полностью зависела от мужа, не имея при этом личного
имущества.
Перечень преступлений, называемых источниками права,
огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось порядка 3000 различных составов
преступлений. Среди них: государственные (мятеж), религиозные (шаманство),
преступления против личности (убийство) и многие другие. Длительное время
существовал принцип кровной мести. Во времена Цинь основной целью наказаний
становится устрашение. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных
(вплоть до самых жестоких) видах.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Древний Египет
Древнеримская империя (Батычко В.Т., 2009)
Драпировщик
Древний Шумер и Вавилон
Древняя Индия (Батычко В.Т., 2009)
Древопар
|