В.Т. Батычко
Уголовный процесс Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Лекция 7. Меры уголовно-процессуального принуждения
7.2. Задержание по подозрению в совершении преступления
Задержание подозреваемого
в совершении преступления — одновременно и мера процессуального
принуждения, сущность которой состоит в кратковременном лишении подозреваемого
свободы, и, на наш взгляд, следственное действие, направленное на собирание,
проверку и оценку доказательств по делу.
В нормах УПК в точном
соответствии с нормами Конституции (ст. 22) задержание подозреваемого без
судебного решения может иметь место только на срок до 48 часов (п. 11 ст. 5, ч.
2 ст. 94 УПК РФ). Однако по мотивированному ходатайству следственных органов и
судебному решению этот срок может быть продлен до 72 часов, в течение которых
органы уголовного преследования обязаны представить в суд как материалы,
подтверждающие законность и обоснованность испрашиваемого заключения под стражу
задержанного, так и самого задержания (п. 3 ч. 7. ст. 108 УПК РФ). В этом плане
задержание представляет собой меру процессуального принуждения, ограничивающую
конституционное право на неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ). Поскольку
в протоколе задержания указываются (конкретные) основания задержания,
результаты личного обыска задержанного и его (возможные) объяснения, данный
протокол может быть воспринят, в том числе и судом, как допустимый источник
доказательств по делу. В этом плане задержание можно характеризовать как самостоятельное
следственное действие.
Существенно ограничивая
конституционные права и свободы личности, задержание предполагает соблюдение
ряда условий, обеспечивающих законность и обоснованность его применения.
Во-первых, задержание имеет строго
определенные цели: 1) проверить причастность задержанного лица к совершению
преступления;
2) проверить наличие
достаточных оснований для применения к задержанному в качестве меры пресечения
— заключения под стражу. В данной связи следует изначально считать незаконным
задержание, преследующее иные (непроцессуальные) цели: оказание незаконного
воздействия на задержанного с целью получения признательных показаний;
обоснование задержания необходимостью производства с задержанным определенных
оперативно-розыскных мероприятий и т.п.
Во-вторых, задержание применяется
только по подозрению в совершении преступления, а не административного
или иного проступка. Причем преступления, за которое может быть назначено
наказание в виде лишения свободы. Именно в данной связи срок задержания
включается как в совокупные сроки (возможного) заключения под стражу, так и
(возможного) наказания в виде лишения свободы, назначенного по приговору суда.
В-третьих, задержание возможно лишь по
возбужденному уголовному делу. Эти решения могут быть приняты и
одновременно, поскольку для законного и обоснованного решения вопроса о
возбуждении уголовного дела нужен меньший объем данных, указывающий на признаки
преступления, чем для процессуального задержания. Таким образом, при наличии
основания для задержания, изначально есть и достаточное основание и для
возбуждения самого уголовного дела, которое должно быть возбуждено в
максимально сжатые сроки после фактического задержания подозреваемого. В связи
с этим в УПК сформулировано правило о том, что протокол задержания должен быть
составлен не позднее 3 часов с момента доставления задержанного в правоохранительные
органы (ч. 1 ст. 92 УПК РФ).
Фактическое задержание означает физическое,
принудительное ограничение личной свободы того или иного лица, ограничение
свободы его передвижения и принудительное доставление в правоохранительный
орган (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Подобное задержание может иметь место, в том числе
и за совершение дисциплинарного проступка, с целью составления протокола об
административном правонарушении, с целью выяснения личности и т.п. Уголовно-процессуальное
задержание означает факт уголовного преследования в отношении
конкретно определенного лица, поэтому: а) право его производства принадлежит
только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в
соответствии с уголовно-процессуальным законом (ч. 1 ст. 91 УПК РФ); б) закон
предусматривает строгую процессуальную форму его производства, гарантирующую
как права личности, так и интересы правосудия в этом вопросе.
В-четвертых, процессуальное задержание
может иметь место только при наличии достаточных оснований и законных мотивов,
определенных в законе. Основание призвано объяснить, на основании чего
принимается решение о (процессуальном) задержании того или иного лица. Мотив
призван объяснить субъективный момент правоприменителя, указывая на то,
почему именно данное лицо не может остаться на свободе и его необходимо
кратковременно лишить свободы. В связи с этим указание в протоколе задержания
основания и мотива задержания (ч. 2 ст. 92 УПК РФ) есть неотъемлемый элемент
его законности и обоснованности.
Закон исчерпывающе
называет основания и мотивы задержания. Основания определены
законодателем в п. 1—3 ч. 1 ст. 91 и ч. 2 ст. 91 УПК РФ. К ним, в частности,
относятся фактические данные (доказательства), указывающие на то, что:
-
лицо
застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения
(п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Для закона не имеет значения, кем застигнуто данное
лицо: сотрудником правоохранительного органа или частным лицом. Определяющим
здесь является признак непосредственности;
-
потерпевшие
или очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление (п.
2 ч. ст. 91 УПК РФ). Несмотря на множественность указания нормы закона,
достаточно указания одного потерпевшего или очевидца, непосредственно
наблюдавшего факт преступления. Существенно и то, что применительно к названной
норме термин «потерпевший» следует трактовать не в процессуальном (ст. 42 УПК
РФ), а в его фактическом смысле.
-
на
этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы
преступления (п. 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Здесь определяющим фактором является
категория «явности» обнаруженных следов преступления (орудий преступления,
похищенного, следов крови и т.п.).
Четвертое основание,
определяемое законодателем как «иные данные, дающие основание подозревать
данное лицо в совершении преступления» (ч. 2 ст. 91 УПК РФ), включает в себя
как фактические данные, так и сведения оперативно-розыскного характера,
указывающие на наличие конкретных обстоятельств. Это могут быть результаты
инвентаризации или ревизии, показывающие недостачу на складе у определенного
лица, данные применения на месте преступления служебной собаки, обнаружение на
месте преступления документов или вещей определенного лица и т.п.
Особенностью задержания
подозреваемого по данному основанию является то, что оно может иметь место лишь
при наличии специальных мотивов, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК, если:
а)
это
лицо пыталось скрыться (поспешное снятие с регистрации по месту жительства,
увольнение с работы, распродажа домашнего имущества, приобретение билетов в
другой регион и т.п.);
б)
либо
оно не имеет постоянного места жительства (для закона существенно отсутствие
постоянного места жительства именно по месту задержания);
в)
либо
не установлена его личность (документы, удостоверяющие личность, полностью
отсутствуют или вызывают сомнения в своей достоверности, задержанное лицо
отказывается назвать себя, проверить его личность незамедлительно не
представляется возможным);
г)
а
также, когда следователем с согласия руководителя следственного органа или
дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в
отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Кроме специальных закон
предусматривает и общие мотивы для задержания, которые, как правило,
применяются при мотивировке задержания, производимого по основаниям п. 1-3 ч. 1
ст. 91 УПК РФ. К ним следует отнести данные (сведения), указывающие на то, что
подозреваемый (возможно): а) скроется от следствия или суда (п. 1 ч. 1 ст. 97
УПК РФ); б) будет продолжать преступную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК РФ);
в) будет угрожать свидетелю или иным участникам, уничтожать доказательства либо
иным путем препятствовать производству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК
РФ).
В качестве существенного
условия законности и обоснованности задержания выступает и строгое соблюдение
процессуальной формы применения данной меры процессуального принуждения. В
каждом случае задержания должен быть составлен протокол задержания с
обязательным указанием даты, времени, места, основания и мотива произведенного
задержания, результатов личного обыска задержанного и других существенных
обстоятельств применения указанной меры (к примеру, в части, касающейся
разъяснения права на защитника и других прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ).
Форма и реквизиты данного протокола указаны в Приложении 12 к УПК.
Поскольку в соответствии
с ч. 3 ст. 128 УПК РФ срок процессуального задержания исчисляется с
момента фактического задержания (п. 11 и 15 ст. 5 УПК РФ), а не с момента
доставления в правоохранительный орган или момента составления протокола,
именно эти час и минута должны быть указаны в протоколе и приняты во внимание
при исчислении максимально возможного срока задержания.
Сам протокол должен быть
составлен в срок не более 3 часов с момента доставления задержанного в
правоохранительный орган или к должностному лицу, правомочному решать вопрос о
процессуальном задержании (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). При составлении названного
протокола следует учесть, что он остается в материалах уголовного дела, а его
копии должны быть вручены подозреваемому (с указанием даты вручения),
направлены вместе с задержанным в ОИВС, в наблюдательное производство прокурора
(вместе с письменным уведомлением о задержании). При составлении протокола
следователем он не требует дополнительного утверждения; при принятии решения о
задержании дознавателем — протокол должен быть утвержден начальником органа
дознания. При отказе подозреваемого подписать протокол это удостоверяется по
правилам ст. 167 УПК РФ.
Процессуальная форма
задержания включает в себя личный обыск задержанного. В соответствии с ч. 2 ст.
184 УПК РФ для производства данного обыска не требуется вынесения специального
постановления.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24
часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК РФ) с соблюдением
правил ст. 46, 189 и 190 УПК РФ. Подозреваемый имеет право знать, по поводу
чего он задержан, поэтому сущность вменяемого ему подозрения должна быть разъяснена
в понятных для него терминах. Обязательным в протоколе допроса является
письменное разъяснение права не свидетельствовать против себя самого и своих
близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Если защитник участвует в деле с
момента принятия решения о процессуальном задержании, он имеет право на
конфиденциальное свидание с задержанным еще до его первого допроса. В случае необходимости производства
процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания
свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным
предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом
случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
Протокол допроса
подозреваемого является самостоятельным источником доказательств, при его
составлении обязательно соблюдение норм ст. 166-167 УПК РФ.
В течение 12 часов о
факте произведенного задержания обязательно должен быть уведомлен прокурор (ч.
3 ст. 91 УПК РФ) и кто-либо из близких родственников задержанного (п. 4 ст. 5,
ч. 1 ст. 96 УПК). Письменное уведомление об этом направляется прокурору с
указанием фамилии, имени, отчества задержанного, даты, времени и места
задержания, его основания и мотива. Прокурор вправе как немедленно освободить
задержанного, так и оставить возможности для его задержания в течение 48 часов.
Форма уведомления родственников законом не урегулирована, поэтому оно может
быть как письменным, так и устным (например, по телефону). Возможность
уведомления близких родственников может быть предоставлена и самому
задержанному.
При задержании
подозреваемого, являющегося военнослужащим или гражданином (поданным) другого
государства, об этом соответственно уведомляются командование воинской части и
посольство (консульство) иностранного государства.
Закон называет исключение
из этого правила: при необходимости сохранения в интересах предварительного
расследования в тайне факта задержания уведомление может не производиться. Это
решение оформляется мотивированным постановлением следователя с санкции прокурора
(ч. 4 ст. 96 УПК РФ). Данное правило не применяется, если задержанный является
несовершеннолетним.
Порядок и условия
содержания подозреваемых под стражей определяются ФЗ от 15.07.95 № 103-ФЗ «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в
ред. от 30.12.02)[18] (далее — ФЗ от 15.07.95) (ч. 1 ст.
95 УПК РФ) и ведомственными нормативными актами.
Местами содержания под
стражей подозреваемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и
обвиняемых ОВД или пограничных войск РФ. Местами содержания под стражей
подозреваемых могут являться и учреждения уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции РФ[19], а в отношении военнослужащих —
гауптвахты (ст. 7, 9—11 ФЗ от 15.07.95). Лица, задержанные по подозрению в
совершении преступления, несут обязанности и имеют права, установленные
законодательством РФ, с ограничениями, предусмотренными ФЗ от 15.07.95, а также
вытекающими из режима в местах содержания.
Сотрудники органа
дознания, осуществляющие ОРД, могут встречаться с задержанным, в том числе и
для производства необходимых ОРМ, только с письменного разрешения дознавателя,
следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст.
95 УПК РФ). Выступая в качестве весомой процессуальной гарантии прав задержанного,
данная процессуальная норма во многом корреспондирует правилу, предусмотренному
ч. 4 ст. 157 УПК РФ, не допуская произвольного вторжения оперативных аппаратов
и служб в сферу уголовно-процессуальной деятельности и в процессуальную
независимость следователя.
Основания для освобождения
подозреваемого из ИВС предусмотрены ст. 94 УПК РФ. Так, задержанный подлежит
освобождению по постановлению дознавателя, следователя или начальника места
содержания подозреваемого под стражей, если:
1)
не
подтвердилось подозрение в совершении преступления. В данном случае юридическим
основанием для освобождения выступает постановление органа дознания,
следователя, прокурора или суда, в котором констатируется вывод об отсутствии
события преступления либо состава преступления (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ),
либо непричастность задержанного к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27
УПК РФ);
2)
отсутствуют
юридические или фактические основания для применения к задержанному меры
пресечения в виде заключения под стражу. Юридическим основанием принятия
подобного решения может служить как судебное решение в виде постановления суда
об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об
избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу,
так и отсутствие подобного ходатайства со стороны следственных органов. В
последнем случае решение об освобождении принимается органом, выступившим
инициатором задержания, или прокурором.
3)
задержание
было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ. К примеру, лицо
задержано при отсутствии оснований, предусмотренных ч.1 и 2 ст. 91 УПК РФ; лицо
задержано за совершение деяния, не являющегося преступлением, либо по
подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в
виде лишения свободы; задержание произведено неправомочным лицом и т.п.;
4)
истек
предусмотренный законом срок задержания, а в ИВС не поступило постановление
суда: а) об избрании в отношении подозреваемого в качестве меры пресечения
заключения под стражу; б) либо об отложении окончательного решения об этом,
вынесенное в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст.
50 ФЗ от 15.07.95 начальник места содержания под стражей, как известно, обязан не
позднее чем за 24 часа до истечения срока задержания уведомить об этом
орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также
прокурора. Если в отношении задержанного: а) не была избрана мера пресечения в
виде заключения под стражу (п. 1 ч. 7 ст.. 108 УПК РФ); б) либо судья не
отложил принятие окончательного решения об этом по ходатайству стороны на срок
не более чем 72 часа для представления ему дополнительных доказательств
обоснованности задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК)[20],
подозреваемый подлежит немедленному освобождению по истечении 48 часов с
момента фактического задержания.
Освобождение
подозреваемого из-под стражи в этом случае производится постановлением
начальника места содержания под стражей (ч. 3 ст. 50 ФЗ от 15.07.95). Об этом
он должен уведомить орган дознания или следователя, в производстве которого
находится уголовное дело, и прокурора.
Копия постановления суда
об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об
избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под
стражу выдается задержанному при его освобождении (ч. 4 ст. 94 УПК РФ).
Задержанному также выдается справка, в которой указывается, кем он был
задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания
освобождения. Названные документы могут послужить правовым основанием для
возможной реабилитации задержанного в порядке гл. 18 УПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст.
50 ФЗ от 15.07.95 подозреваемому при освобождении из ИВС выдаются личные
документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете. При необходимости он обеспечивается
администрацией места содержания бесплатным проездом к месту жительства
железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также
одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие для
проезда к месту жительства.
[18] СЗ
РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. № 11. Ст. 1002; 2003. №
1. Ст. 2.
[19] Указ
Президента РФ от 28.07.98 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы
Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции
Российской Федерации» (в ред. от 30.12.99) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3841.
[20] В этом случае
судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок
задержания.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Задержание несовершеннолетнего подозреваемого.
Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения
Задержание - ст.449 УПК РФ
Задачи: Труд и заработная плата
Задержание судна и груза
портовыми властями
Задержание судна, доставленного в порт
Российской Федерации - КоАП
Задержание транспортного средства, запрещение
его эксплуатации
|