В.Т. Батычко
Семейное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 7: «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей»
7.1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Защита личных и имущественных прав и интересов детей
возлагается на органы опеки и попечительства в случаях:
- смерти родителей;
- лишения их родительских прав;
- ограничения их в родительских правах;
- признания родителей недееспособными;
- болезни родителей;
- длительного отсутствия родителей;
- уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и
интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных
учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и
других аналогичных учреждений;
- в других случаях отсутствия родительского попечения.
СК возлагает на эти органы следующие функции:
- по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету;
- устройству таких детей;
- осуществлению последующего контроля за условиями их содержания,
воспитания и образования.
Данные обязанности являются исключительной компетенцией органов
опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление.
Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности учреждений, в
которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных,
лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также
граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их
активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении
таких детей.
Согласно ст. 122 СК должностные лица учреждений (дошкольных
образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений
и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях,
оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и
попечительства по месту фактического нахождения детей.
Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны:
- близкие родственники ребенка;
- жилищные органы;
- органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц
умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях);
- суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских
прав, о признании гражданина недееспособным и др.);
- органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к
лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей);
- другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной
деятельности связаны с детьми и семьей;
- руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник;
- общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях;
- учреждения и граждане.
Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения
таких сведений обязан:
- провести обследование условий жизни ребенка;
- обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о
его устройстве (при установлении факта отсутствия попечения его родителей или
его родственников).
В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть
определен:
- в воспитательное учреждение;
- лечебное учреждение;
- учреждение социальной защиты населения.
СК устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений, в
которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту
нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения
родителей, который может быть передан на воспитание в семью не позднее 7 дней
со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом
основания для передачи ребенка в семью.
Руководители указанных учреждений привлекаются к административной
ответственности в случаях:
- несообщения таких сведений;
- нарушения установленных законом сроков их представления;
- представления заведомо недостоверных сведений;
- совершения иных действий, направленных на сокрытие ребенка от
передачи на воспитание в семью, в порядке, установленном законом.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче
на воспитание:
- в семью:
- на усыновление (удочерение);
- под опеку (попечительство);
- в приемную семью;
- в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения
родителей, всех типов (при отсутствии возможности передачи на воспитание в
семью):
- воспитательные учреждения;
- лечебные учреждения;
- учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные
учреждения.
Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из
важнейших прав каждого ребенка. В отношении детей, оставшихся по каким-либо
причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье
означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких
детей преимущество отдается семейным формам воспитания. Только в случаях, когда
устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в
указанные учреждения. При этом форму такого устройства следует рассматривать
как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.
Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с
соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся
приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, могут быть предусмотрены
законами субъектов РФ.
При устройстве ребенка должны учитываться его:
- этническое происхождение;
- принадлежность к определенной религии и культуре;
- родной язык;
- возможность обеспечения преемственности в воспитании и
образовании.
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также,
если не удалось в течение месяца подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее
учреждение, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается
на органы опеки и попечительства.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня
поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан,
проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой
возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной
власти, определяемый Правительством РФ, для учета в государственном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в
последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно
проживающих на территории РФ.
Порядок формирования и пользования данными о детях, оставшихся без
попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Вышкомонтажник-электромонтер
Вышкомонтажник-сварщик (Выпуск №6 ЕТКС)
Вышкомонтажник
Выявление и учет детей, оставшихся без
попечения родителей
Вязальщик (Выпуск №28 ЕТКС)
Вязальщик польстерных щеток
|