В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
В соответствии с
Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением
законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно Закону о
прокуратуре.
Администрация мест
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять
постановления соответствующего прокурора, касающиеся установленного законом
порядка содержания указанных лиц.
Федеральным
законодательством определены следующие места содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы органов Федеральной
службы безопасности РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и
обвиняемых соответственно органов Министерства внутренних дел РФ и Пограничных
войск РФ.
Местами содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться также учреждения
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное
наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.
Основаниями для помещения
подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного
содержания являются:
- судебное решение (приговор,
определение, постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения
под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ, либо надлежаще
оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор
представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об
избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть
указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта
мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется
гербовой печатью;
- протокол о задержании
подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным
в ст. 91 УПК РФ, и по правилам ст. 92 УПК РФ.
Предмет прокурорского
надзора
за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и изоляторов временного
содержания составляет установленный законом режим, обеспечивающий соблюдение
прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их
изоляцию.
Режим содержания
подозреваемых и обвиняемых имеет определенную специфику перед режимом
содержания осужденных лиц в исправительных учреждениях. Дело в том, что в
следственные изоляторы и изоляторы временного содержания помещаются лица, в отношении
которых судом еще не вынесено никакого решения. В силу принципа презумпции невиновности
каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном
уголовно-процессуальным законом порядке и не установлено вступившем в законную
силу приговором суда. В исправительных же учреждениях находятся лица,
признанные виновными в совершении преступлений, и в отношении них обвинительный
приговор суда уже имеет законную силу.
В соответствии с приказом
Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции
прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных
прокуратур» надзор за исполнением законов администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.
Осуществляя проверку,
прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема,
регистрации и размещения лиц, поступающих в следственные изоляторы и изоляторы
временного содержания.
При поступлении
подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов,
являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные
изоляторы и изоляторы временного содержания.
Если в следственный изолятор
поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить
наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие
его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное
указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве
которых находится уголовное дело о помещении женщины с ребенком в следственный
изолятор.
Все документы, являющиеся
основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями
соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.
Прокурор проверяет, насколько
правильно и полно организовано первичное медицинское освидетельствование
поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти
первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и
санитарную обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно
вносятся в медицинскую амбулаторную карту.
При наличии телесных
повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается
дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим
арестованных.
В случае обнаружения
прокурором этого акта или соответствующей записи в амбулаторной карте
необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоятельств
получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления
материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для
принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Прокурор должен проверить,
насколько правильно и в соответствии с законом администрацией следственного
изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых
и подозреваемых и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения
правонарушений в местах содержания под стражей.
В приказе от 05.08.2003 №
27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении
уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных
изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при
проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание обращать
на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по
отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные
помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным
стандартным правилам обращения с заключенными.
Надзирающие прокуроры
должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных
учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, организовать
жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.
Уполномоченные прокуроры
обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных
учреждений, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в
подчинении у которых находятся эти учреждения. Работу с поступающими жалобами
надзирающие прокуроры должны рассматривать как важнейшую составляющую
деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний,
защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному
обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных нарушениях
проверять с выездом на место.
Важным условием
соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее
нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и
заявлениями, жалобами граждан.
Представители
администрации должны ежедневно обходить камеры и принимать от подозреваемых и
обвиняемых предложения, заявления и жалобы, как в письменном, так и в устном
виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в
журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения,
заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации
следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается
начальнику, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой
возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.
Предложения, заявления и
жалобы, адресованные в прокуратуру, суды или иные органы государственной
власти, которые имеют право контроля за СИЗО, цензуре не подлежат и не позднее
следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном
виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в Российской
Федерации, просмотру не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.
Предложения, заявления и
жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные
организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены
администрацией следственного изолятора и направлены по принадлежности не
позднее трех дней с момента их подачи.
Кроме того,
администрацией мест содержания подозреваемых и обвиняемых организуется
ежедневный их личный прием начальником следственного изолятора или уполномоченными
им лицами в течение рабочего времени. График личного приема подозреваемых и
обвиняемых должен быть доведен до их сведения.
Запись подозреваемых и
обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер
сотрудниками следственного изолятора. Заявления о приеме подаются письменно на
имя начальника или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их
подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому
подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведется в
порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного
приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на
заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в личное дело
подозреваемого или обвиняемого.
В ходе осуществления
прокурорской проверки надзирающий прокурор также должен обращать внимание на
правильность и законность организации администрацией труда подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений.
Труд подозреваемых и
обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в
камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных
участках. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции
и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм
гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при
производстве работ, норм санитарии и гигиены.
Подозреваемые и
обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных
изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной
с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и
связи, всех видов транспортных средств и множительной технике.
Генеральный прокурор РФ
обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания
подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах.
Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных,
содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.
Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том
числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде
заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Организация производственного процесса во времени
Организация производственного процесса во времени (Ланкин В.Е. и др.)
Организация производственного процесса в пространстве. Производственная структура предприятия
Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы
Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Батычко В.Т., 2009)
Организация процесса разработки технологической стратегии
|