В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы
Проверка прокурора может
быть разделена в соответствии с объемом на два вида: общую и целевую. Последняя
затрагивает отдельные вопросы организации и деятельности исправительных
учреждений. Проверки могут быть плановыми, внеплановыми, внезапными, ночными и
т.д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская
проверка, решается исключительно прокурором с учетом общего состояния
законности в конкретном исправительном учреждении.
Информацию о состоянии
законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных
обращений осужденных, анализа материалов практики прокурорского надзора за
законностью исполнения уголовных наказаний с обязательным учетом при этом
данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и
воспитательных колониях.
На основании изученного
аналитического материала прокурор определяет круг вопросов, подлежащих проверке
и выяснению.
По прибытии в исправительное
учреждение прокурор истребует у администрации документы, характеризующие состояние
режима содержания осужденных, обобщенные материалы об имеющихся в
исправительных учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах
дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей, документацию о соблюдении
трудовых условий и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники
безопасности, наличии производственных травм.
Режим содержания
осужденных
в исправительных учреждениях — это такой установленный законом и
соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок отбывания наказания
в виде лишения свободы, который обеспечивает охрану и изоляцию осужденных,
реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные
условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения,
назначенного судом.
Прокурор знакомится также
с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия
заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани,
прачечные, столовые и т.д.).
Проверка личных дел
осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и
обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания.
Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть
мотивированы.
После этого прокурор
приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет
законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также
правильность оформления документов, послуживших основанием для данного
действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны
содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного
проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания
осужденного в штрафном изоляторе.
Осуществляя обход жилых
зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях
содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме
прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и
распоряжений администрации исправительного учреждения.
Важным средством
предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и
разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом
отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность
подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т.д.
Среди правовых средств прокурорского
реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо
выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные
распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об
устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих
нарушении закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и
распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной
ответственности виновных лиц.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Организация производственного процесса во времени (под ред. Боровской М.А., 2008)
Организация производственного процесса во времени
Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Организация процесса разработки технологической стратегии
Организация процесса разработки технологической стратегии
|