В.Т. Батычко
Конституционное право России Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 7: «Федеративное устройство России»
7.5. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное
устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в
соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти
и органов местного самоуправления. Такие части принято называть
административно-территориальными единицами.
Административно-территориальное
устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное
государство само делится на административно-территориальные единицы, то в
федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.
В Российской
Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на
ряде принципов.
Важнейший из
них - экономический принцип, требующий при образовании
административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля,
направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия
центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация
этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее
частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и
органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области
хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.
В условиях
многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую
роль играет национальный принцип административно-территориального устройства.
Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его
особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц,
что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и
народностей Российской Федерации.
Успешное
решение местными органами государственной власти и органами местного
самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к
населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы
людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как
государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже
является важным принципом, в соответствии с которым строится
административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Действующая в
настоящее время в субъектах Российской Федерации система
административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской
власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное
деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено
новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской
Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа)
область (край) - район.
Действующая
Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального
устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов Российской
Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к
своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской
Федерации, а также в уставах других субъектов РФ.
Так, согласно
Конституции Республики Коми (ст. 70) эта Республика состоит из следующих административно-территориальных
образований: районов - Ижемского, Княжпогостского, Койгородского,
Корткеросского, Прилузского, Сыктывдинского, Сысольского, Троицко-Печорского,
Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского; городов
республиканского подчинения - Сыктывкара, Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры,
Сосногорска, Усинска и Ухты - с подчиненными им территориями.
В Уставе
Саратовской области (ст. 13) устанавливается, что в
административно-территориальном отношении Саратовская область делится на города
областного значения и сельские районы. Города могут иметь в своем составе
районы, а районы включают села, поселки, города районного значения.
В гл. 8
Устава Иркутской области, посвященной ее территориальному устройству,
указывается, что территориальным устройством области является установленная
законом система территориальных единиц, составляющая в совокупности территорию
области. Территориальной единицей признается в соответствии с законом
обособленная часть территории области в виде одного или нескольких поселений с
прилегающими землями и установленными границами. Территориальные единицы
области подразделяются на единицы базового и первичного уровня территориального
устройства области. К базовому уровню территориального устройства области
относятся города областного значения и районы. К первичному уровню
территориального устройства области относятся иные территориальные единицы.
Таким
образом, конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые
и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской
Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского,
областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного
подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд)
- административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края,
области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении
каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм,
включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие
промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного
сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации.
Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству.
Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов
социально-культурного обслуживания сельского населения.
Исключительно
важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют
города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных
предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального
хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других
учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от
значения города, численности его населения, его промышленного и культурного
уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на
следующие основные виды: города республиканского (республики в составе
Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного
(автономного округа) значения; города районного значения.
Обеспечение
нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством,
обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость
деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские
районы.
Городские
районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного
значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью
этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную
единицу.
К городским
поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц,
относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами
территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие,
курортные и дачные.
К категории
рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются
промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически
важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные
в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки - населенные пункты,
основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места
летнего отдыха или санаторного лечения.
Самой
многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время
являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.),
подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория
сельского поселения как административно-территориальной единицы может
охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость,
сельсовет и т.д.).
Помимо
перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже
традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и
другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня
делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные
округа, которые включают в себя муниципальные районы.
Административный
округ - внутригородская административно-территориальная единица, система
органов власти которой строится на основе централизованного управления.
Муниципальный
район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется
самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные
районы образуются с учетом социально-экономических характеристик
соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей,
наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и
названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по
представлению мэра Москвы.
Муниципальный
район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы
территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона
определяются органами местного самоуправления муниципального района.
На территории
некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших
групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные
районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.
В Российской
Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования.
Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытым
административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного
самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены
промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации
оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов,
военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного
функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия
проживания граждан.
Закрытое
административно-территориальное образование является
административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются
исходя из особого режима безопасного функционирования предприятия и (или)
объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.
Границы
закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с
границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. В
ведение органов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования передаются другие населенные
пункты, расположенные на его территории.
Населенные
пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании,
имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие
картографические и иные документы, за исключением случаев, специально
устанавливаемых Правительством РФ.
Закрытое
административно-территориальное образование находится в ведении федеральных
органов государственной власти по вопросам установления административной
подчиненности, границ этого образования и земель, отведенных предприятиям и
(или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в отношении этого образования; обеспечения особого режима
безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего
специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и
обеспечения противопожарной безопасности.
Решение о
создании (об упразднении) закрытого административно-территориального
образования принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании
(об упразднении) закрытого административно-территориального образования
вносится Правительством РФ.
Важным
является вопрос о порядке образования и преобразования различных
административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение,
установление границ базовых административно-территориальных единиц
осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов
Федерации, а первичных административно-территориальных единиц - органами
государственной власти или органами местного самоуправления базовых
административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные
административно-территориальные единицы.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Административно-правовые нормы и их реализация
Административная, уголовная ответственность за
нарушение лесного законодательства - Лесной кодекс
Административная, уголовная ответственность за
нарушение водного законодательства
Административное
задержание
Административное
расследование - КоАП
Административное выдворение
за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без
гражданства
|