В.Т. Батычко
Конституционное право России Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 7: «Федеративное устройство России»
7.4. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
В составе
Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная
область; Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий
автономные округа.
Еврейская
автономная область является одной из форм национальной государственности
народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде
она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с
Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и
включена в Российскую Федерацию непосредственно.
Автономный
округ - национальное государственное образование, отличающееся особым
национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой
национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего
Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в
состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом
воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом
Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав
Российской Федерации.
Однако
действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не
предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных
округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться
федеральным законом и договором между органами государственной власти
автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или
области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами
Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Автономные
округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Ряд
автономных округов имеют территорию большую территорию (181,5 тыс. кв. км - Ненецкий).
В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет
более полумиллиона человек.
В каждом
автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в
Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы, в
Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.
Статус
автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ,
Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной
области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными
актами.
Согласно
Конституции РФ (ст. 66) по представлению законодательных и исполнительных
органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный
закон об автономной области, автономном округе.
Автономная
область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это
проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные
правовые акты.
Устав в
соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за
автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их
компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная
область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.
Являясь
субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа
располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.
Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия
автономной области, автономного округа.
Статус
автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному
согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в
соответствии с федеральным конституционным законом.
Автономная
область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и
судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного
договора; уставов автономной области и автономных округов.
Действующая
Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие
представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для
этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два
представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной
области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном
парламенте.
Автономная
область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных
и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в
составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в
соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация
международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных
округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской
Федерации.
Взаимоотношения
между автономными округами, находящимися в составе краев или областей,
определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих
автономных округов. Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе Российской
Федерации, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит
свои взаимоотношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными
обязательствами с учетом взаимных интересов. Усть-Ордынскому Бурятскому
автономному округу гарантируется представительство в Собрании области. Органы
государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по
соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним
осуществление части своих полномочий. Законы области в части полномочий,
переданных автономным округам в соответствии с двусторонними соглашениями,
обязательны для исполнения на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа.
Конституция
РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения
автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы
совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются
как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных
округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно,
находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются
ими самими.
В области
государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и
автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и
иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов
Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и
гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности,
правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.
К совместному
ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг
вопросов законодательного регулирования. Это - административное,
административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране
окружающей среды.
Вопросами
совместного ведения Российской Федерации и автономий в ее составе в этой сфере
являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и
нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и
местного самоуправления.
В области
экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению
Российской Федерации и автономий в ее составе относятся вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо
охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и
сборов в Российской Федерации.
Вопросы
владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и
другими природными ресурсами регулируются кодексами, законами Российской
Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов. Статус
федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
автономий в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и
поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования
природных ресурсов на соответствующих территориях.
Российская
Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами
воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной
памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного
образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов
здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной
защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с
катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.
Согласно
Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Правда, согласно Федеративному договору по вопросам совместного ведения
федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в
соответствии с которыми органы государственной власти автономной области
осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции,
принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов
осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в
соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской
Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят
автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует,
поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае
несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора
действуют положения Конституции РФ.
Законопроекты
по предметам совместного ведения направляются федеральными органами
государственной власти автономной области, автономным округам для обсуждения и
представления ими своих предложений.
Все
полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов
государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти автономий, осуществляются органами
государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в
соответствии с Конституцией РФ. Это исключительные полномочия органов
государственной власти автономий.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с
органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут
передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы
исполнительной власти автономий в составе Российской Федерации по соглашению с
федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им
осуществление части своих полномочий.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Консервировщик пантов (Выпуск №70 ЕТКС)
Консервировщик оборудования и металлоизделий
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации (Батычко В.Т., 2009)
Конституционно-правовые отношения
|