В.Т. Батычко
Конституционное право зарубежных стран Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 1: «Конституционное право зарубежных стран и его сущность»
1.4. Конституционно-правовые отношения и их виды
Предметом
правового регулирования конституционного права зарубежных стран
являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе
осуществления государственной власти. Будучи урегулированными нормами права,
эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.
Следует,
однако, иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых
различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений
и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются
конституционно-правовыми. Более того, в процессе осуществления государственной
власти иногда возникают такие общественные отношения, которые, как правило,
вообще не регулируются нормами конституционного права. Так, правящие
политические силы осуществляют государственную власть с помощью политических
партий и общественных организаций, но возникающие при этом общественные
отношения не всегда являются правоотношениями, т.к. они не всегда регулируются
нормами права.
Государственная
власть в широких масштабах осуществляется в форме правосудия, но возникающие
при этом общественные отношения не являются конституционно-правовыми, они
регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и
процессуального. В процессе налоговой и финансовой деятельности государства
складываются общественные отношения, регулируемые нормами финансового и
административного права.
В современных
условиях государство активно вмешивается в экономическую жизнь страны.
Экономическое регулирование находит свое выражение в управлении государственным
сектором, в составлении и осуществлении экономических планов, программ и т.д.
Если в процессе национализации или денационализации, при разработке и принятии
государственного бюджета экономических планов в экономике возникают
государственно-правовые отношения, то в ходе управления государственными
предприятиями и при осуществлении экономических планов складываются
общественные отношения, регулируемые прежде всего нормами административного,
финансового и гражданского права.
Государственная
власть осуществляется в области внешней политики, в процессе руководства
системой народного образования, в процессе осуществления социальных функций, в
области управления вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и
т.д. Во всех этих случаях разнообразные общественные отношения не носят государственно-правового
характера и, как правило, нормами государственного права не регулируются.
Наряду с этим
можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе
применения которых возникают именно конституционно-правовые отношения. К числу
таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность, а также
в своей основе деятельность правительства, надзор (контроль) за местными
органами управления и т.д.
Итак, не все
общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной
власти, регулируются нормами конституционного права. Исходя из этих
соображений, можно дать следующее определение конституционно-правовых
отношений, существующих в обществе.
Конституционно-правовые
отношения представляют собой совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые
регулируются нормами конституционного права.
Субъектами
конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и
исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации,
органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных
представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица
без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты
гражданского общества.
Конституционно-правовые
отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего следует
выделить те конституционно-правовые отношения, которые возникают между органами
государственной власти, например между главой государства и парламентом в
процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва
сессий и т.п. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством
при осуществлении делегированного законодательства и парламентского контроля за
деятельностью правительства, отношения между главой государства и
правительством - при формировании последнего, в случае контрасигнатуры
премьером и министрами актов монарха или президента. Между главой государства,
парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного
надзора - с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе
опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами
власти[2].
Обширная
группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах
между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами
федерации.
Конституционно-правовые
отношения между гражданами или подданными и органами государственной власти
возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита,
при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и
свобод, несении основных обязанностей.
Между
органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые
отношения складываются при осуществлении административной опеки, при роспуске
муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т.д. Между гражданами и
муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах
органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных
советов.
В обществе,
таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений,
складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много
общих, совпадающих черт, т.к. они возникают на основе норм, входящих в одну
отрасль права.
Однако это
вовсе не означает, что они полностью однородны. Различные виды
государственно-правовых отношений имеют свои специфические особенности: прежде
всего следует отметить, что элемент принуждения проявляется в них в разных
формах и объеме. Например, для государственно-правовых отношений,
складывающихся в процессе проведения выборов, референдума, плебисцита,
характерно использование идеологических форм и приемов воздействия.
Государственно-правовые отношения между правительством и муниципалитетами
основываются в основном на административном соподчинении и финансовой
зависимости. Наконец, существует целый ряд таких норм конституционного права,
которые осуществляются только с помощью средств прямого насилия. Это законы о
запрещении демонстраций, забастовок, законы против мятежа и целый ряд других.
Формы
принуждения и его объем при осуществлении норм конституционного права зависят
как от существующего политического режима, так и от характера самих конституционных
норм. Чем реакционнее политический режим и нормы конституционного права, тем
острее формы насилия и больше его объем.
[2]
Контрасигнатура - скрепление подписью главы правительства или министра правовых
актов, подписываемых главой государства.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Конституционно-правовые отношения
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации (Батычко В.Т., 2009)
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
Конституционное правосудие
Конституционные принципы правосудия (Батычко В.Т., 2011)
Конституционные принципы правосудия
|