В.Т. Батычко
Конституционное право зарубежных стран Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 1: «Конституционное право зарубежных стран и его сущность»
1.3. Источники конституционного права зарубежных стран
Источники
конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению
в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет
сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.
Основным
источником конституционного права являются конституции, но они часто
содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов
государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение
правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787
года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и
второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного Закона ФРГ,
которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции
Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству
поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о
возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.
Конституционные
нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе
осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других
нормативных актов.
К числу важнейших
источников конституционного права зарубежных стран относятся
конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями
конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы
об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и
парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного
положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о
свободе печати 1974 г. Швеции, Акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и
1969 гг., а также Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, Закон о
политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.
Не менее
важное значение в качестве источников конституционного права
имеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются
на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими
бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция
устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой
палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим
неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает
финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим
законом» (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции
насчитывается около двадцати.
Важнейшие
нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых
парламентом. В качестве примера можно сослаться на Законы США о регулировании
лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных
избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему
характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне
Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения,
касающиеся правового положения личности.
Источниками
конституционного права являются также нормативные акты правительств и
глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения
конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения,
которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав
и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности
и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников
конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные
по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во
Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система
с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24
октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и
правовое положение депутата парламента.
Замена
традиционных источников конституционного права правительственными актами
является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.
Во многих
странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы
англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни
регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными
соглашениями или конвенционными нормами).
Конституционные
обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения
различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и
не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое
положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и
значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных
юридических источниках не содержится положение о том, что правительство
образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских
выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в
условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок
осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента,
формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы
законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика,
что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.
Значительное
место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные
прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный
образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты
играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка
осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое
распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других
англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших
государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов,
сложившихся двести, триста и более лет назад.
В числе
источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты,
издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты
толкования законов являются широко распространенными источниками права
в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется
либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как
отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и
обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права.
Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.
В зарубежной
юридической литературе встречаются утверждения, что источниками
конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся
ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение
получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда
рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других
канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение,
когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных
документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Источники инфляции
Стратегии бизнеса: Источники и факторы риска производственного предприятия
Источники и субъекты международного права
Источники муниципального права
Источники российского предпринимательского права (Батычко В.Т., 2011)
Источники таможенного права России
|