В.Т. Батычко
Гражданское право (Часть II) в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
27. Договор коммерческой концессии
По
договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется
предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без
указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс
исключительных прав, принадлежащих правообладателю (право на фирменное
наименование, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак
обслуживания и т. п.), а пользователь обязуется использовать полученные права в
своей предпринимательский деятельности в обусловленном договором объеме и
выплачивать вознаграждение.
Отличительные
черты договора коммерческой концессии:
-
обязательным объектом договора являются фирменное наименование и охраняемая
коммерческая информация;
-
сторонами договора коммерческой концессии выступают правообладатель и
пользователь. В качестве последнего, могут быть только коммерческие организации
и индивидуальные предприниматели;
-
договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и
зарегистрирован в органе, в котором зарегистрирован правообладатель. Договор,
предусматривающий передачу объекта исключительных прав, охраняемого
свидетельством или патентом, выданным патентным ведомством, подлежит
регистрации в этом ведомстве. Несоблюдение этих требований влечет
недействительность договора;
-
возмездный характер договора.
Права и
обязанности сторон по договору коммерческой концессии. Правообладатель
обязан:
-
предоставить пользователю необходимую для осуществления переданных прав
информацию и документацию;
-
выдать предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в
установленном законом порядке;
-
обеспечить регистрацию договора, если договором не предусмотрено иное;
-
контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых
пользователем на основании договора, если договором не предусмотрено иное;
-
оказывать пользователю техническое и консультативное воздействие, если
договором не предусмотрено иное;
-
нести субсидиарную ответственность по предъявленным к пользователю
требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых
(выполняемых, оказываемых) по договору;
-
нести солидарную ответственность по требованиям, предъявляемым к
пользователю как изготовителю продукции правообладателя.
Пользователь
обязан:
-
использовать комплекс переданных по договору прав в соответствии с
условиями договора;
-
обеспечивать соответствие производимых им на основании договора товаров
(работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых
правообладателем;
-
соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на
обеспечение соответствия характера, способов и условий использования
исключительных прав тому, как они используются правообладателем;
-
оказывать заказчикам все дополнительные услуги, на которые они могли бы
рассчитывать, приобретая товар (работу, услугу) у правообладателя;
-
не разглашать секреты производства и другую информацию, составляющую
коммерческую тайну;
-
информировать заказчиков об использовании в силу договора комплекса
исключительных прав наиболее очевидным для них образом;
-
уплачивать правообладателю обусловленное вознаграждение за пользование
комплексом исключительных прав;
-
выдать предусмотренное договором количество субконвенций, если такое
условие предусмотрено договором. Пользователь вправе:
-
при надлежащем исполнении своих обязанностей получить преимущественное
право на заключение договора на новый срок на тех же условиях;
-
предоставлять третьим лицам право на использование всего или части
комплекса полученных им по договору коммерческой концессии прав (субконцессию),
если это прямо предусмотрено договором. В этом случае вторичный пользователь
отвечает за причинение вреда правообладателю непосредственно перед ним, а
пользователь может быть привлечен к ответственности в субсидиарном порядке.
В договоре
коммерческой концессии могут быть предусмотрены обязательства сторон: не
заключать аналогичных договоров с другими лицами, отказ пользователя от ведения
самостоятельной (внедоговорной) деятельности на территории, указанной в
договоре, и т. п. Ничтожными признаются условия, в силу которых:
-
правообладатель вправе определять цену продажи товаров пользователем или
цену работ (услуг), выполняемых пользователем;
-
ограничивается круг покупателей (заказчиков) пользователя в зависимости
от принадлежности их и определенной категории или места нахождения
(жительства).
Основания
прекращения договора коммерческой концессии:
-
прекращение принадлежащего правообладателю права на фирменное
наименование или коммерческое обозначение без замены его новым;
-
требование пользователя о расторжении договора в случае, если
правообладатель изменил фирменное наименование без его согласия. В этом случае
правообладатель обязан возместить причиненные пользователю расторжением
договора убытки;
-
объявление одной из сторон договора банкротом;
-
заявление любой из сторон о расторжении бессрочного договора
коммерческой концессии с предупреждением об этом другой стороны не менее чем за
шесть месяцев. Расторжение договора должно быть оформлено в том же порядке, что
и его заключение.
Прекращение
прав правообладателя на иной, кроме фирменного наименования, объект,
переданный по договору коммерческой концессии, влечет прекращение договора лишь
в части этого объекта.
Переход
исключительных прав от правообладателя к другому лицу не является
основанием для прекращения договора коммерческой концессии.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческого найма жилого помещения (Батычко В.Т., 2008)
Договор комиссии
Договор контрактации
Договор контрактации (Батычко В.Т., 2008)
Договор купли-продажи
|