В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
58. Советское государство в период «застоя» (середина 60-х — середина 80-х гг.).
Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем
— мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение
«холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.
Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся
принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое
закрепление в Конституции СССР 1977 г.
К числу достижений внешней политики СССР следует отнести
принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.
СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки
вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению
стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты
соглашения по противоракетной обороне — ОСВ-1 и ОСВ-2.
Развивались отношения СССР с социалистическими
странами. Они охватывали политическую, экономическую,
научно-техническую и культурную сферы.
7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая
Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться
Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия
Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов — до 2,5 лет.
Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР — по
750 человек.
В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный
Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и
законом «О статусе народных депутатов в СССР».
С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за
деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного
Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного
Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности
и формирования подотчетных Верховному Совету органов.
В 1966 г. была изменена организационная структура палат
Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с
бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией
формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и
направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного
строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16
постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое
Положение о постоянных комиссиях.
В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР,
который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась
контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и
законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.
В 1962 г. была создана система
партийно-государственного контроля. Система возглавлялась
Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы
содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом:
оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации
систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе
за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и
государственной дисциплины и социалистической законности.
В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы
народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного
контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей,
автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при
поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях,
организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший
функции и структуру органов народного контроля.
Система правоохранительных органов была
приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном
арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных
республик о судоустройстве.
Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком
на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех
судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению
законодательства.
Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского
надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные
и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных
республик, краев, областей, городов, автономных областей.
В систему арбитражных судов входили:
Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных
республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные
органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами
рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете
Министров СССР.
В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими
положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов — объединения
на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На
адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого,
представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в
рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической
помощи гражданам и организациям в виде консультаций.
В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались
МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны
общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства
деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано
союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре
1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Советское государство в 30—40-е гг.
Совет многоквартирного дома - Жилищный кодекс
Совет директоров как орган управления акционерной компанией
Советское государство в период либерализации общественных отношений (середина 50-х — середина 60-х гг.).
Советское государство в период перестройки (1985—1991 гг.) (Батычко В.Т., 2009)
Советское право в годы Великой Отечественной войны
|