В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
3. Система земельного права
Под системой земельного права понимается научно обоснованная
последовательность расположения земельно-правовых институтов и норм в
зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером
регулируемых общественных отношений. Институты, содержащие общие
положения, действие которых распространяется на все или большинство
регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного
права, куда входят следующие институты: собственности на землю; пользования и
иных прав на землю; управления земельным фондом; охраны земель; ответственности
за земельные правонарушения.
Особенная
часть земельного права складывается из институтов, определяющих
правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по
основному целевому назначению, а именно: земель сельскохозяйственного
назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального
назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и
иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов
(заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда;
земель водного фонда; земель запаса.
Категория
земель - это «группирование земельных участков, площадей по каким-либо
устойчивым признакам, которые в совокупности определяют правовой режим земли
данной категории. Для распределения земельного фонда по категориям за основу
берется целевое назначение земельного участка...»[5]. Целевое
назначение земельного участка подразумевает определение параметров и
вариантов (направлений) рационального использования. и охраны земельного участка
для лиц, обладающих земельными участками на любом легальном титуле: праве
собственности, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и т.д.
Такие параметры и варианты следует рассматривать в качестве родовых
признаков. Так, например, целевое назначение земельного участка
сельскохозяйственного назначения не предполагает установления необходимости
выращивания только одного определенного вида сельскохозяйственных культур.
Более того, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят земельные
участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции
(п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Другой пример. На территории особо охраняемых природных
территорий, занимающих порою тысячи гектаров, ограниченно разрешается в
специально отведенных местах сельскохозяйственное использование территории для
местных жителей. А ведь целевое назначение таких земель предполагает
изъятие их полностью или частично из хозяйственного использования и оборота
(п.1 ст. 94 ЗК РФ). Отсюда и вытекает в качестве главного содержательного
элемента дефиниции «целевое назначение земельного участка» закрепление в
государственном земельном кадастре доминирующего варианта использования
земель определенной категории. От целевого назначения и категории земель
зависят особенности приобретения и прекращения прав на землю, охраны земель и
т.д.
Практическое значение понятия «целевое назначение земельного участка»
хорошо видно на примере следующего судебного дела. На основании договора купли-продажи
от 20.08.2002 года гражданка С. приобрела у гражданина А. домовладение и
земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1280 кв. м в ст. Тбилисской по ул. Казачьей, 10. Впоследствии С. продала 1/4 своей доли в общей собственности
на указанный земельный участок телестудии «Метроном-З», которая направила
заявление о государственной регистрации перехода доли в земельном участке общей
собственности в Тбилисский филиал учреждения юстиции, а, получив отказ, обратилась
в суд. Как отмечалось в решении суда, в регистрации было правомерно отказано в
связи с тем, что заявителем не представлен кадастровый план земельного участка
с указанием его категории. Кроме того, земельные участки для ведения
личного подсобного хозяйства предоставляются только гражданам и не могут
отчуждаться в пользу юридических лиц, так как это предполагает изменение их
целевого назначения, которое осуществляется по процедуре, указанной законом, а
не самовольно собственником участка[6].
Каждая из семи категорий земель неоднородна и включает в себя ряд видов (субкатегорий)
земель, использование и охрана которых может иметь определённую специфику даже
в рамках соответствующей категории. Например, свои особенности имеет
использование сельскохозяйственных угодий как составной части земель
сельскохозяйственного назначения. В свою очередь, использование и охрана особо
ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий имеет свою специфику в рамках
указанных субкатегорий земель (ст. 77, 79 ЗК РФ). Та же ситуация и с другими
категориями земель.
Для каждой категории земель устанавливается свой уникальный
дифференцированный правовой режим. Данный термин широко
используется в ЗК РФ, Градостроительном кодексе РФ и иных нормативных актах РФ
и субъектов РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ.
Необходимо иметь в виду, что в рамках одного, общего режима земель любой
категории, установленного Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом
РФ, может выделяться определённое количество «субрежимов», определяемых по трём
категориям. Во-первых, территориальный критерий означает установление
дифференцированного правового режима для земель, расположенных в различных
территориальных зонах муниципальных образований (зоне сельскохозяйственного
использования, зоне специального назначения, производственной зоне и т.д.).
Во-вторых, федеральными законами предусмотрены определённые исключения,
например, в части приобретения прав собственности на землю для отдельных
категорий граждан. Так, в рамках категории: сельскохозяйственные угодья и
несельскохозяйственные угодья. Применительно к сельскохозяйственным угодьям
Закон об обороте земель (ст. 3) запрещает их приобретение в собственность
иностранным гражданам и апатридам.
В-третьих, субрежимы могут устанавливаться для отдельных территорий в
связи с их особой значимостью для обороны и безопасности (территории в границах
закрытых административно-территориальных образований), охраны окружающей среды
(населённые пункты в границах заповедников, природных парков и иных особо
охраняемых природных территорий, а также в зонах экологического бедствия) и
т.д.
Таким образом, правовой режим земель – это особо
дифференцированный порядок регулирования жизнедеятельности в границах категории
земель, осуществляемый посредством установления субъектам стимулов и
ограничений в области разрешённого использования и охраны земель, а также
особенностей управления данной территорией в порядке, определяемом
градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами
органов местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, о правовом режиме земель можно говорить в
масштабах всего земельного фонда России; отдельной категории земель;
субкатегории земель; отдельно взятого земельного участка.
[5]
Земельное право России: Учебник / Под ред. В.В. Петрова. – М., 1997. С. 141.
[6]
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от
26 января 2004 г. № Ф08-5411/2003 г.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Система заработных плат
Система денежных расчетов (Боровская М.А.)
Система гражданских процессуальных принципов
Система и виды наказаний
Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства (Батычко В.Т., 2009)
Система и принципы организации хозяйственных взаимоотношений в процессе коммерческой деятельности
|