В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 3. Субъекты предпринимательского права
3.3. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Правовое положение субъектов
малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 05.07.2010 г.) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого и среднего предпринимательства
относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые
предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4
указанного Закона).
К субъектам малого и среднего предпринимательства
относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц
потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением
государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические
лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские)
хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц -
суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических
лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов
акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),
доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не
являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна
превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на
хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом
применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для
электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных
микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые
принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным
научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего
профессионального образования или созданным государственными академиями наук
образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников
за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные
значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот
пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно
для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до
пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая
стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных
активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные
значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой
категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или
среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по
значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального
закона «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
Категория субъекта малого или
среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные
значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1
статьи 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в
Российской Федерации», в течение двух календарных лет, следующих один за
другим.
Вновь созданные организации или
вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские
(фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы,
могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их
показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров
(работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных
средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их
государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах
2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого
предпринимательства в Российской Федерации».
Средняя численность работников
микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный
год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников,
работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом
реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других
обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или
среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учёта НДС или балансовая стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий
календарный год не должна превышать предельные значения, установленные
Правительством РФ от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от
реализации товаров (работ, услуг) для какждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства». Данные пределы с 1 января 2008 года составляют:
-
для микропредприятий – 60 млн. рублей;
-
для малых предприятий – 400 млн. рублей;
-
для средних предприятий – 1000 млн. рублей.
Предельные значения учитываются в
том случае, если имеют место в течении двух лет подряд.
Балансовая стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Государственная политика в
области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
является частью государственной социально-экономической политики и представляет
собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных,
информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер,
осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов,
установленных Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в
Российской Федерации».
Основными целями государственной
политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в
экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных
условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение
конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам
малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров
(работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской
Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества
субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости
населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых
субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в
объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных
субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
Основными принципами
государственной политики в области развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по
поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение
благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей
субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций,
выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в
формировании и реализации государственной политики в области развития малого и
среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов
Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих
развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа
субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в
соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными
программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными
программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными
программами развития малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации
государственной политики в области развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться
следующие меры:
1) специальные налоговые
режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых
деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения
бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды
деятельности;
3) упрощенный порядок
составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической
отчетности;
4) льготный порядок расчетов за
приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства
государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия
субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей,
подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и
законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при
осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению
финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на
обеспечение реализации целей и принципов указанного Федерального закона меры.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Правовое положение страховых компаний
Правовое положение регионального оператора - Жилищный кодекс
Правовое положение оценщика
Правовое положение товарных и фондовых бирж
Правовое положение фондовой биржи (Батычко В.Т., 2011)
Правовое положение членов жилищного кооператива
|