В октябре 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка клининговых услуг.
Российский клининговый рынок в настоящий момент переживает период интенсивного роста. Темпы роста рынка клининговых услуг составляют порядка 30-40% в год. В стоимостном выражении общий объем рынка в 2007 году составил более $ 900 млн. Согласно оценкам DISCOVERY Research Group, в 2008 году ообъем составит $1,3 млрд.
Рынок клининговых услуг Москвы стабилизировался, на нем уже выявились крупные компании-лидеры, в то время как региональный рынок активно развивается и не до конца насыщен. Всего на московском рынке работает около 300 компаний, из них 10-15 относятся к числу крупных игроков.
Основная часть расходов на клининговые услуги в стране приходится на Москву (около 50%). По оценкам участников рынка, в 2007 году объем рынка клининговых услуг в Москве составил около $ 450 млн.
Основными клиентами московских клининговых компаний являются арендаторы и собственники офисных помещений - их доля составляет порядка 40% общего числа потребителей, далее следуют торговые площади с долей около 39% и на третьем месте остальные помещения, такие как: складские, промышленные, медицинские, жилые – 21%.
Санкт-Петербург занимает 30% рынка клининговых услуг ($280 млн.), на остальные регионы приходится 20%, то есть $ 184 млн.
Региональное развитие рынка неравномерно: если в таких регионах как Екатеринбург, Новосибирск рынок уже достаточно развит, то в некоторых только начинает развиваться (Красноярск).
Ключевым фактором, влияющим на развитие данного рынка, является активное строительство объектов коммерческой недвижимости различных видов: офисной, торговой и т.д. Наиболее перспективными сегментами спроса на клининговые услуги считаются частный сектор (в некоторых регионах прирост рынка составляет 20-25%), сфера развлечений и государственный сектор (в первую очередь ЖКХ).
В целом по России, по имеющимся данным, 50% спроса на клининговые услуги приходится на торговые центры, по 18% на медицинские учреждения и бизнес-центры.
При ежедневной уборке рентабельность составляет 5-10%, в то время как рентабельность разовых и спец работ существенно выше (35% и выше). В ходе исследования была выявлена тенденция к снижению рентабельности бизнеса как в столице, так и в регионах.
Основной проблемой, встающей перед участниками рынка, является нехватка кадров, как на управленческих, так и на низовых должностях, а также проблема демпинга. Кроме того, в условиях финансового кризиса, наступившего в России, мы ожидаем снижения темпов рынка клининга из-за снижения спроса со стороны бизнес структур (в первую очередь, из-за проблем с вводом в строй новых девелоперских проектов в сфере торговой, офисной, гостиничной и развлекательной недвижимости).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Описать состояние российского рынка клининговых услуг.
Задачи исследования
1. Описать основные характеристики рынка клининговых услуг в России.
2. Описать общую ситуацию на мировом рынке клининговых услуг.
3. Определить объем российского рынка клининговых услуг.
4. Определить темпы роста российского рынка клининговых услуг.
5. Охарактеризовать рентабельность ведения бизнеса на рынке клининговых услуг.
6. Охарактеризовать основные тенденции и перспективы развития российского рынка клининговых услуг.
7. Определить основные факторы, влияющие на развитие рынка клининговых услуг.
8. Определить основные факторы, препятствующие развитию рынка клининговых услуг.
9. Описать типы потребителей клининговых услуг.
10. Охарактеризовать развивающиеся сегменты потребителей клининговых услуг.
11. Описать развитие рынка клининговых услуг в следующих регионах:
• Москве;
• Санкт-Петербурге;
• Нижнем Новгороде;
• Екатеринбурге;
• Новосибирске;
• Омске;
• Красноярске.
12. Описать состояние основных игроков на рынке клининговых услуг.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Российский рынок клининговых услуг.
МЕТОД СБОРА ДАННЫХ
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консал-тинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
МЕТОД АНАЛИЗА ДАННЫХ
Традиционный контент-анализ документов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.