МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II.
МЕНЕДЖМЕНТ
15. Оценка эффективности управления
Задачи повышения эффективности управления связаны с принципиальными изменениями
в системе руководства предприятиями. Уменьшается роль государственной формы
собственности с ее административно-командной системой управления и возрастает
роль коммерческих структур с ее «горизонтальными» связями. Это требует новых
знаний в организации производства и умений управлять им в условиях рыночной
экономики.
На современных предприятиях, ориентированных на рыночные отношения, все реже
применяется линейная система управления с ее положительными сторонами: простотой,
ответственностью, действенностью, единоначалием, исполнительностью, централизмом,
где орган вышестоящий выполнял весь комплекс управленческих действий по отношению
к нижестоящему звену. Эту систему заменяет линейно-функциональная система или
различная комбинация систем управления.
К прогрессивным системам, обеспечивающим необходимую эффективность управления,
следует отнести функциональную систему, сущность которой состоит в том, что
функциональные службы управления специализируются по однородным видам деятельности:
планирование, маркетинг, конструирование, технология производства, нормирование
труда и т. д. В такой системе происходит ослабление централизации управления,
а это в свою очередь ведет к ряду нежелательных явлений (обезличка, многоначалие,
безответственность и т. д.).
На возникших в стране новых ассоциированных предприятиях российские менеджеры
стремятся к разумному сочетанию разных систем управления.
Основные показатели эффективности:
1. Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство
и реализацию.
2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия
к затратам на управление.
3. Отношение численности аппарата управления к численности производственного
персонала.
4. Соотношение линейного и функционального персонала управления.
5. Финансовое положение предприятия (по ликвидности, платежеспособности,
эффективности использования активов, эффективности использования акционерного
капитала, прибыльности).
Качество работы любых систем, форм и звеньев управления, результативность принимаемых
решений, уровень организации планирования и оперативного руководства требуют
постоянного анализа, поскольку может случится, что хорошо работающее предприятие
«вдруг» начинает давать сбои, терять покупателей, испытывать финансовые затруднения
и т. д. Причинами этого могут быть: неэффективное управление, разбалансированность
звеньев управления, некомпетентность управленческого персонала и др. Поэтому
необходим систематический анализ эффективности управления по нескольким направлениям
и показателям.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Оценка эффективности инвестиционных проектов
Оценка эффективности инвестиционных проектов (Фролова Т.А., 2009)
Оценка эффективности инвестиций в НИОКР
Оценки инвестиционных проектов
Оценщик (Квалификационный справочник)
Оцинковщик горячим способом
|