МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
7. Закон спроса. Факторы изменения спроса. Эластичность спроса
Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной
цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной
с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую
способность потребителя.
Кривая спроса (D) показывает, какое количество
товаров (Q) могут приобрести потребители при различных
уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона
спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса
(Q) и наоборот.
Свойства кривой D:
1) убывающая;
2) тангенс угла наклона отрицательный;
3) отражает обратную зависимость между P и Q.
Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть
представлена в виде формулы
где Pa – цена данного товара;
Pn – цена товаров-заменителей;
Pm – цена на дополняющие товары;
I – доход покупателя;
M – вкусы и предпочтения покупателя.
Изменение цены данного товара (P), при прочих равных
условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то
количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени,
при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса.
В результате снижения цены от P1 до P2
происходит увеличение QD от Q1
до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D)
(рис. 7.1).
Рис. 7.1. Изменение объема спроса и
функции спроса
Изменение неценовых факторов (Pn,
Pm, I, M),
при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции
спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P1,
но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара
Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя
Q1 < Q2
(кривая D2).
Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих.
Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара,
доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется
эластичностью спроса.
I. Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая
эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD)
при изменении цены (DP) на 1 %
.
Коэффициент EP(D) всегда отрицательный, так как по закону спроса P
и Q изменяются в противоположном направлении.
Эластичность спроса по цене зависит:
а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность);
б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность
найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
в) факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать
на изменение цены, т.е. выше эластичность).
В зависимости от этих показателей различают:
1. Неэластичный спрос (EP(D)
< 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает
незначительное изменение объема (QD) (рис. 7.2,а).
2. Эластичный спрос (EP(D)
> 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P
на 1 % (DP=1 %) вызывает значительное изменение QD
(рис. 7.2,б).
Рис. 7.2. Графики спроса с различной
эластичностью по цене
3. Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены
на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD
(рис.7.2,в).
4. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность
объема спроса к изменению цены EP(D)
= 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение
QD (кривая D0
на рис. 7.2, в).
5. Абсолютно эластичный спрос, означающий абсолютную чувствительность
QD к малейшему изменению P (EP(D) = ):
незначительный рост P приводит к падению QD до нуля, а незначительное
снижение P – к увеличению QD до бесконечности (кривая D¥
на рис. 7.2,в).
II. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает,
на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI)
на 1 %.
.
В зависимости от связи между QD и I
(прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным:
1) EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост QD (качественный товар: мясо, молоко) (кривая D1
на рис.7.3).
2) EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение QD (товары низшей категории, например заменители масла),
(кривая D2 на рис.7.3).
3) EI(D) > 1 означает, что рост QD превышает рост I на 1 %
(товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода)
– кривая D3.
Рис. 7.3. Варианты зависимости спроса
от дохода
III. Коэффициент перекрестной эластичности спроса
показывает, на сколько изменится объем спроса на товар А (QDA)
при изменении цены другого товара (PB):
.
Знак коэффициента EPB (DA)
зависит от связи между товарами:
– если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P
на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая D1
на рис. 7.4);
– если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P
на товар В объем спроса на товар А сократится (кривая D2
на рис. 7.4).
Рис. 7.4. Кривые спроса на взаимозаменяемые
и взаимодополняемые товары
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Закон спроса. Спрос и величина спроса. Эластичность спроса
Закон спроса (Фролова Т.А.)
Закон спроса
Закон убывающей предельной производительности
Закон убывающей предельной производительности (Фролова Т.А.)
Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов
|