МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
17. Антимонопольное регулирование
Начало антимонопольному
законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов
монополистов в экономике.
В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана,
который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения
и сговоры, направленные па ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914
г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон
был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики.
В 1914 г. была образована
Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными
слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная
ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной
рекламы.
Акт Целлера–Кефовера 1950
г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения
активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции. Первые антимонопольные
законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за
выживание мелкого.
В Западной Европе антимонопольное
законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей.
С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей,
а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования
крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.
Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является
антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает
как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией,
как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:
– контроль за ценами;
– контроль за слияниями компаний.
Антимонопольное законодательство
в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор
между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая
практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем
чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Слияние компаний происходит,
когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится
составной частью первой. Правительство предпринимает меры против того, когда
в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их
рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, если
одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния
(объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных
и автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм
на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает
возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.
Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике.
Закон «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г.
Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения
и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для
обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.
Согласно закону, фирма занимает
«доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35 % – величину, устанавливаемую
ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре
1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов»,
включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких
предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных
цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление
статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению
спроса на рынке сбыта, показателям качества.
12 июля 1999 г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской
Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России).
Его территориальные органы:
- предупреждают и пресекают факты
ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
- направляют рекламодателям, рекламопроизводителям
и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
- направляют материалы о нарушениях
законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию,
для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
- направляют в органы прокуратуры
и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений
в области рекламы.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Антимонопольное законодательство и регулирование
Антимонопольное законодательство и регулирование (Фролова Т.А.)
Антикризисное управление
Антициклическое регулирование
Античное государство и право (Батычко В.Т., 2009)
Апелляционные жалоба,
представление
|