МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
11. Виды издержек
Прибыль (PF) – это превышение валовой выручки от реализации
(TR) над валовыми издержками (TC) PF=TR–TC.
С точки зрения экономики, все издержки(TC) можно разделить
на две группы: явные и неявные.
Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие,
проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная
плата рабочим, как поставщикам фактора “труд”, затраты на покупку оборудования,
зданий и т.д.
Неявные издержки – это альтернативные издержки, использование ресурсов,
принадлежащих самой фирме.
В их структуре выделяют: а) упущенную выгоду – денежные платежи, которые
фирма могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов
(недополученная прибыль); б) нормальную прибыль – минимальную планируемую
прибыль, способную удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса. Нормальная
прибыль (NPF) рассматривается в двух аспектах: 1) прибыль
на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам); 2) цена предпринимательского
таланта (определяется минимальным уровнем прибыли, которую получают большинство
предпринимателей в этой сфере бизнеса).
Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную
производственную программу за конкретный период времени (производство партии
продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC),
не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.
Валовая выручка (TR) – денежная сумма, получаемая продавцом
при продаже определенного количества товара:
TR=P*Q.
Для более точного анализа издержек применяются средние общие издержки
(себестоимость продукции), (АТС) – затраты на производство и реализацию одной
единицы продукции в денежной форме.
Средние издержки (АТС) подразделяются на средние постоянные (AFC)
и средние переменные(AVC) издержки:
Так как величина постоянных издержек не зависит от объема производства, то
конфигурация кривой AFC имеет нисходящий характер, что
свидетельствует о том, что с ростом объема производства сумма постоянных издержек
приходится на все возрастающее количество единиц продукции (рис. 11.1).
Кривые AVC и ATC имеют U-образную конфигурацию. По мере расширения производства издержки
снижаются, но потом, в силу действия закона убывающей отдачи, вырастают (увеличение
числа работников при постоянном капитале сопровождается снижением продуктивности
труда, вызывая рост средних издержек).
Рис. 11.1. Средние и предельные издержки
Для понимания поведения фирмы очень важна категория предельных издержек
(MC), означающих прирост издержек, связанных с производством
и реализацией каждой последующей единицы продукции:
.
Первоначально MC ниже AVC и
ATC, однако вследствие действия закона убывающей отдачи,
по мере увеличения объема возрастают, что в свою очередь отражается на росте
AVC и ATC, т.к. они связаны
с объемом.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Виды издержек
Виды и формы международной ответственности (Батычко В.Т., 2011)
Виды и структура правового статуса осужденных
Виды изменений содержания документов
Виды исков (Батычко В.Т., 2008)
Виды использования лесов
|