МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
8. Основные виды диверсификации
Главные типы диверсификации
Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые
ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ
в первоначальных сферах бизнеса.
Имеются два главных типа диверсификации:
– связанная – представляет собой новую область деятельности компании,
связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге,
материальном снабжении или технологии);
– несвязанная диверсификация - новая область деятельности,
не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
При решении о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость
управления такой компанией. Затраты определяются числом СЗХ и необходимостью
координации между ними.
Для несвязанной диверсификации не требуется координации между СЗХ. Следовательно,
расходы на управление растут с числом СЗХ в портфеле компании. В противоположность
этому компании со связанной диверсификацией несут затраты, растущие и с числом
СЗХ, и со степенью необходимой координации между ними.
Таким образом, выбор между связанной и несвязанной диверсификациями зависит
от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат
на управление.
Фирма должна концентрироваться на связанной диверсификации,
когда ключевые искусства компании могут использоваться в широком диапазоне отраслевых
и коммерческих ситуаций, а также управленческие затраты не превосходят величин,
необходимых при распределении ресурсов или передачи искусств. По той же логике
компании должны концентрироваться на несвязанной диверсификации, если искусства
базовой СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне, а затраты
на управление не превышают величин, нужных для реализации стратегии внутреннего
рынка.
Главные пути реализации диверсификации бизнеса
Диверсификация может осуществляться следующими путями:
1. Через внутренний рынок капиталов; выполняет те же функции, что
и фондовый рынок. При внутреннем рынке капиталов главный офис выполняет
следующие роли:
- выполняет функции
стратегического планирования, состоящие в определении портфеля СЗХ корпорации;
- определяет финансовые цели
и отслеживает деятельность СЗХ;
- размещает корпоративные
капиталы среди конкурирующих СЗХ.
В этих условиях СЗХ представляют собой автономные центры прибыли, находящиеся
только под финансовым контролем главного офиса.
2. Реструктурированием. Стратегия реструктурирования представляет один
из видов стратегии внутреннего рынка капиталов. Разница состоит в степени
вмешательства главного офиса в действия СЗХ. Компании, которые подвергаются
реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания
и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность,
изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить
в компанию новые финансовые и технологические ресурсы;
3. Передачей специфических искусств между СЗХ. В том случае, когда используется
стратегия передачи искусства или опыта деятельности, новый вид бизнеса
рассматривается как связанный с существующими СЗХ (например, в области
производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи
таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании;
4. Разделением функций или ресурсов.
Диверсификация путем распределения ресурсов возможна при наличии существенного
сходства между одной или несколькими важными функциями существующих и новых
СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности
компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств
продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений
по сравнению с автономным решением этого вопроса.
Эти повышенные издержки могут уничтожить более высокие прибыли при связанной
диверсификации (табл. 8.1).
Стратегией, противоположной диверсификации, может
быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области
стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса
(например, при НИОКР). Однако при этом имеется риск доступа партнера к ключевой
технологии.
Таблица 8.1
Стратегия
диверсификации
|
Пути
реализации
|
Источники
затрат
на
управление
|
Связанная
|
Внутренний рынок капитала
Реконструирование
Передача искусств
Распределение ресурсов
|
Число
СЗХ. Координация между СЗХ
|
Несвязанная
|
Внутренний рынок капитала
Реконструирование
|
|
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Основные виды валютных операций КБ
Основные базовые конкурентные стратегии (Ланкин В.Е. и др.)
Основные
нерешенные проблемы прикладной статистики
Основные виды операций с векселями
Основные виды стоимости недвижимости (Татарова А.В.)
Основные вопросы, рассмотренные в работе
|