МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
12. Мотивация деятельности в менеджменте
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается
как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его
осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.
Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского
психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил,
что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую
пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу (рис.12.1, 12.2).
Рис.12.1. Пирамида Маслоу
Рис.12.2. Пути удовлетворения
потребностей по Маслоу
Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи
с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и
нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг
создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется,
как человек распределяет свои усилия для достижения целей и как он выбирает
свою линию поведения. Ожидания, согласно теории ожиданий Виктора Врума,
можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается
взаимосвязь трёх элементов: затраты – результаты; результаты – вознаграждение;
валентность. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно
оценивают полученное вознаграждение, соотнося его с затраченными усилиями и
вознаграждением других людей. Теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера
построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть
ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Теории содержания мотивации анализируют
факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий
сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории
описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности
связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка
дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии
потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория
приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.
Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс
мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых
результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации.
Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав
задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со
своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает
себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет
действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными
качественными и количественными характеристиками.
Концепция партисипативного управления
исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие
в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым получая от этого
удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно.
Первоначально распространение партисипативного управления связывалось только
с улучшением мотивации работников. В последнее же время партисипативное управление
все более связывается с улучшением использования всего потенциала человеческих
ресурсов организации. Поэтому концепцию партисипативного управления уже нельзя
связывать только с процессом мотивации, а следует рассматривать как один из
общих подходов к управлению человеком в организации.
Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация,
то выяснится, что это следующие характеристики деятельности:
– усилие;
– старание;
– настойчивость;
– добросовестность;
– направленность.
Одну и ту же работу человек может делать,
затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать
в полсилы. Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за
сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться
за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать
человек. И зависит это от того, насколько он смотивирован на затрату больших
усилий при выполнении своей работы.
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации.
Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться делать
все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться
к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать
с организационным окружением.
Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит
в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Отсутствие настойчивости
может привести к тому, что люди сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя
свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями.
Добросовестность при исполнении работы, означает ответственное
осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм.
Направленность указывает на то, к чему человек стремится, осуществляя
определенные действия. Для управления очень важно знать направленность действий
человека.
Сказанное позволяет уточнить понятие
мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность
с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности,
с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных
целей.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Мотивация
Мотивация (Ребрин Ю.И.)
Мотальщик
Мотивация и оплата труда
Моторист (машинист) (Выпуск №52 ЕТКС)
Моторист (машинист) рефрижераторных установок
|