Г.Я. Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
1. Роль ииноваций в эпоху глобализации
мировой экономики
1.1. Истоки стратегического
инновационного менеджмента
Анализ развития мировой экономики в конце 20-го столетия позволил
выявить следующие тенденции.
В постиндустриальную эпоху (1950 – 1980гг.):
· технический прогресс изменяет спрос
и предложение на рынке;
· резкое увеличение вложений в НИОКР;
· развитие международных рынков;
· быстрое изменение технологии производства.
Для 80-х годов столетия характерны:
· насыщение внутренних рынков;
· быстрый технологический прогресс;
· усиление конкуренции, опережающий рост экспорта;
· тенденция глобализации НИОКР.
В 90-е годы наблюдаются:
· дальнейшее обострение конкуренции;
· возрастающая тенденция глобализации мировой экономики;
· сокращение инновационных циклов и высокая стоимость
подготовки производства новых продуктов;
· необходимость глобальных рынков, больших масштабов
производства с целью оправдания больших инновационных вложений;
· мощный потенциал НИОКР, критериями успеха на рынке
становится техническая компетентность и темп инноваций;
· развитие компьютерных сетей приводит к практическому
смыканию НИОКР, маркетинга, производства в реальном масштабе времени.
Итак, можно выделить две главные тенденции развития мировой
экономики:
· ее глобализацию;
· резкий рост значения инноваций и особенно НИОКР
в экономике.
Разумеется эти две тенденции не развивались изолированно. Глобализация
экономики имела своим последствием перенос части НИОКР корпораций из страны
– метрополии за рубеж и соответствующую интенсификацию инноваций, что нашло
отражение в стратегическом менеджменте корпораций, расширяя сферу их глобальной
деятельности. Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы,
по существу, привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента
фирмы в единую дисциплину, основой которой стал менеджмент знаний. Следует
отметить, что такое развитие тенденций наиболее ярко проявилась буквально
в последнее пятилетие.
Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:
· как средство обеспечения стратегического
преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным
видом бизнеса;
· как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные
научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться
как основа нововведений в других отраслях.
Портер прямо указывает на место инноваций в достижении конкурентного
преимущества компанией: «Каждая успешная компания применяет свою собственную
стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в
своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством
инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя,
как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как компания
достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать
их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно
обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций»
[1].
В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса
как основного вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных
НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирмах, предложений услуг по реинжинирингу
бизнес-процессов и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят
свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителями.
В числе основных причин такого положения являются, как правило, ошибочный
выбор портфеля НИОКР, отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических,
экономических, инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев
при выполнении НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки,
ее согласованность со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами
ее стратегического планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной
аспект выполнения НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт
новой продукции). Во многом это связано с отсутствием четко обозначенного
единого методологического подхода к стратегическому управлению НИОКР.
Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом
динамики, нестабильности и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время
широкое внедрение мировых информационных систем привело не только к использованию
электронной коммерции, но и к появлению тенденции перехода к так называемым
сетевым организациям, подразделения которых географически удалены друг от
друга. Сетевая организация может консолидировать ресурсы по всему миру, что
является одним из решающих факторов успеха в глобальной конкуренции.
Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий
фирм, в том числе и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального
рынка, на которые будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических
позиций.
Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем:
– инновационная составляющая бизнеса становится ключевым
фактором в глобальной конкуренции;
– наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных
задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации
и управления человеческими ресурсами;
– происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического
и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки
теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента;
– глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих
процессов. Глобализация и мировая экономика – принципиально разные вещи. Основой
для глобализации послужила новая мировая инфраструктура информационных технологий,
политика либерализации управления. В глобальной экономике институциональные
элементы работают как единое целое в реальном масштабе времени. В то же время
между глобальной и локальной стратегиями нет пропасти.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Истоки стратегического инновационного менеджмента
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Исследование систем управления
Исследование проблем экономической динамики Н. Д. Кондратьевым
Исторические аспекты развития правоотношений по вопросам интеллектуальной собственности. Контрольные вопросы
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Исторический генезис экономической системы
Историческое развитие денег
|