СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б.
Клейнера
Москва, «КОНСЭКО»,1998
ГЛАВА 4. КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.3. Ресурсно-рыночная стратегия предприятия
Структура ресурсно-рыночной стратегии, т.е. решений, определяющих взаимоотношения
предприятия с рынком ресурсов, во многом аналогична структуре товарно-рыночной
стратегии предприятия, поэтому ниже дается лишь обобщенное описание данного
вида стратегии.
Так же как и в случае товарно-рыночной стратегии, речь здесь идет о двух сферах
стратегических решений: во-первых, решений, определяющих поведение предприятия
на рынках материальных факторов производства (средств и предметов труда); во-вторых,
решений о номенклатуре, объемах и качестве приобретаемых и используемых внутри
предприятия ресурсов. Можно сказать, что ресурсно-рыночная стратегия определяет,
с обной стороны, позиционирование предприятия на рынке ресурсов, с другой,
– позиционирование фрагмента рынка ресурсов на предприятии. Ресурсно-рыночная
стратегия состоит из двух групп решений, составляющих соответственно «ресурсную
стратегию» (аналог «товарной стратегии», являющейся одним из двух разделов «товарно-рыночной
стратегии») и «стратегию поведения на рынке ресурсов».
Ресурсная стратегия складывается из двух подразделов: стратегии объема
ресурсных запасов и стратегии их качества. В отличие от товарной стратегии
номенклатура и (в значительной степени) ассортимент ресурсов обычно не являются
предметом стратегических решений, поскольку в основном определяются номенклатурой
производимой продукции. Поэтому главное внимание при формировании ресурсной
стратегии уделяется стратегическим решениям, определяющим качество закупаемых
материальных ресурсов и их объем.
При принятом в данной главе обобщенном подходе выделяются три главных варианта
стратегии объема ресурсов:
- формирование долгосрочных запасов ресурсов, обеспечивающих
многократное осуществление производственного цикла без необходимости пополнения
запасов;
- ограничение запасов минимальным страховым объемом, достаточным
для обеспечения производства на несколько дней работы или даже более короткий
период (по сути дела измерителем длительности периода служит размер производственного
цикла);
- формирование среднесрочных запасов ресурсов.
Отметим, что разделение объема запасов на долгосрочный, краткосрочный и среднесрочный
можно производить не только по отношению к длительности производственного цикла
и нормам ежедневного расхода ресурсов – индивидуальным характеристикам каждого
предприятия, но и по отношению к среднеотраслевым показателям.
Наилучшим вариантом был бы учет как индивидуальных, так и отраслевых данных.
К сожалению, вопросы сопоставительного анализа организации производства на предприятиях
отрасли в последнее время перестали быть предметом обсуждения: предприятия ссылаются
на сохранение «коммерческой тайны». Это обстоятельство не способствует повышению
эффективности использования ресурсов и в конечном счете, надо надеяться, будет
преодолено. Ссылка на коммерческую тайну неосновательна, так как препятствует
распространению прогрессивных методов организации производства и наносит вред
отрасли в целом (не следует забывать о зарубежных конкурентах!).
Какой из вариантов стратегии запасов в наибольшей степени соответствует данному
предприятию, зависит от ряда внутренних и внешних для предприятия факторов.
В числе внутренних факторов:
· принятая стратегия обновления номенклатуры производимой продукции
и технологический тип предприятия;
· наличие складских мощностей;
· наличие у предприятия достаточных финансовых ресурсов;
· степень жесткости структуры внутреннего управления;
· социальный тип коллектива предприятия и др.
Если деятельность предприятия носит конъюнктурный характер, и предприятие немедленно
реагирует на непредвиденные заранее качественные колебания спроса, то при недостаточности
оборотных средств не имеет смысла запасать сырье и материалы всех тех видов,
которые могут понадобиться при различных состояниях спроса. Если же номенклатура
стабильна, спрос обеспечен, а взаимоотношения с поставщиками ненадежны, целесообразно
вложить средства в создание долгосрочных производственных запасов.
Вследствие слабости контрактной системы в России стратегия кратковременных
запасов характеризуется высокой степенью риска, хотя и минимизирует размер оборотных
средств. Рассчитывать на реализацию логистических систем типа «just in time»
вряд ли возможно при сложившемся уровне договорно-правовой культуры менеджмента
и требований производственного поведения работника.
Несколько неожиданно в перечне факторов, влияющих на выбор вариантов стратегии
объема запасов, выглядит упоминание социального типа коллектива (детально классификация
коллективов рассмотрена в п. 4.7). Однако если учесть, что реализация жестких
логистических схем невозможна без четкой дисциплины и готовности работников
предприятия к соблюдению тщательно разработанных инструкций в сочетании с готовностью
принятия самостоятельных решений в случае нарушения графиков и других нештатных
ситуаций, то становится ясно, что сочетание краткосрочного варианта стратегии
запасов со стратегией редкого обновления номенклатуры предъявляет серьезные
требования к коллективу предприятия. Заметим, что это обстоятельство – еще один
аргумент в пользу того, что выбор тех или иных стратегических вариантов должен
осуществляться руководством в контакте с коллективом, при его непосредственном
участии.
Перейдем ко второй группе стратегических решений, связанных с ресурсным обеспечением
производства, – стратегии качества ресурсов.
Качество ресурсов оказывает непосредственное влияние на качество продукции
предприятия, возможность ее реализации по наиболее привлекательной для предприятия
цене. Поэтому стратегия ресурсного качества сильно зависит от принятых в рамках
товарной стратегии решений о качестве продукции. Вместе с тем не следует упускать
из виду многофакторность производства, в силу которой высокое качество исходных
материалов и оборудования – лишь одна из предпосылок уровня качества продукции,
а ее ценовые характеристики находятся в прямой зависимости от качества ресурсов.
Среди конкретных вариантов стратегии качества ресурсов, как это имело место
и в других разделах и подразделах стратегии, о которых шла речь выше, рассматриваются
три:
· лидирующее качество ресурсов;
· минимально допустимое качество;
· среднеотраслевое качество.
Разумеется, тот или иной вариант стратегии качества может быть применен к любому
виду ресурсов. Однако если речь идет о лидирующей стратегии хотя бы по отношению
к одному значимому виду ресурсов, то такой же выбор должен быть сделан и в отношении
остальных существенных видов ресурсов, так как в противном случае качество продукции
вряд ли окажется высоким, а затраты на повышенное качество ресурсов – оправданными.
Аналогичным образом выбор минимального варианта хотя бы по одному виду ресурсов
практически однозначно влечет такой же выбор по остальным.
Из решений, касающихся поведения предприятия на рынке поставщиков, к стратегическим
относится в первую очередь определение структуры множества поставщиков,
что необходимо для оптимального распределения объемов закупок по множеству продавцов
ресурсов. Три представительных варианта стратегии предприятия на рынке ресурсов
охватывают:
· моносегментный рынок поставщиков;
· доминантно-сегментный рынок поставщиков;
· полисегментный рынок поставщиков.
Выбор первого варианта означает, что в рамках принятой сегментации рынка продавцов
ресурсов предприятие практически работает только с одним субъектом (группой,
сегментом) и закупает у него не менее 90% ресурсов данного вида. Если на одного
обобщенного продавца приходится от 70 до 90% объема закупок данного вида ресурса,
то такой вариант соответствует доминантно-сегментной стратегии предприятия на
ресурсном рынке. Остальные возможности относятся к третьему, полисегментному
варианту.
Моносегментный (для предприятия) рынок поставщиков отвечает либо условиям монопсонии,
т.е. отсутствия на рынке других поставщиков, либо ситуации сознательного принятия
рискованной стратегии, либо (что в последнее время не является редкостью) наличию
тесных интеграционных связей с данным поставщиком.
По-видимому, в общем случае наиболее распространенным типом стратегии на рынке
факторов является выбор полисегментного рынка с равномерно убывающим распределением
структуры закупок по поставщикам.
Подробный перечень видов и вариантов ресурсно-рыночной стратегии приведен в
п. 4.10.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Реструктуризация компаний, находящихся в кризисном положении
Реструктуризация и списание долга иностранного
государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией - ст.127 БК РФ
Реструктуризация долга
Реторсии
Ретушер (Выпуск №69 ЕТКС)
Ретушер
|