СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б.
Клейнера
Москва, «КОНСЭКО»,1998
ГЛАВА 3. КОНТРАКТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.3. Взаимоотношения предприятия и органов власти
Формально, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством,
хозяйственные взаимодействия бизнеса и органов власти формируются
как равноправные, партнерские взаимоотношения. В то время как правовая среда
бизнеса (см. п. 1.4) содержит совокупность властных предписаний,
которым предприятия и другие хозяйствующие субъекты обязаны подчиняться под
угрозой применения силовых (административных и уголовных) санкций, собственно
двустронние отношения этих субъектов и органов власти не предполагают использования
таких санкций на этапе заключения контракта. Лишь в случае его нарушения
на общих основаниях, как и для любых «горизонтальных» договоров, возможно применение
санкций по решению суда.
Между тем на практике контракты между бизнесом и органами власти, имеющие своим
предметом продажу товаров, осуществление работ и оказание услуг коммерческими
организациями за счет средств государственного или муниципального бюджета, систематически
оказываются «вертикальными» договорами. Дело в том, что властные государственные
и муниципальные структуры не только принимают решения относительно использования
средств своих бюджетов и другого имущества, но и определяют правила использования
собственности негосударственных организаций, включая правила заключения и реализации
договоров. Тем самым в их распоряжении оказываются принципиально иные инструменты
торга при заключении сделок, нежели те, которые имеют в своем распоряжении их
коммерческие партнеры. Образно говоря, государство не только играет на поле
против коммерсантов, но еще и устанавливает правила игры, меняя их по ходу дела
в свою пользу.
Анализируя эту ситуацию, необходимо принимать в расчет также и тот факт, что
конкретные представители государства – чиновники – принимают хозяйственные решения
(в частности, заключают контракты с негосударственными фирмами), распоряжаясь
при этом не собственными (личными, частными), а чужими (государственными) ресурсами.
При этом эффективность использования последних лишь весьма косвенно сказывается
на уровне индивидуальных доходов чиновников. Тем самым, в такого рода ситуациях
объективно имеются стимулы для возникновения так называемого рентоориентированного
поведения- стремления получить личную выгоду от принятия хозяйственных решений
в пользу их конкретного негосударственного исполнителя.
Мировая практика показывает, что предотвратить рентоориентированное поведение
чиновников могут лишь два фактора – высокие нравственные устои индивида и жесткий
общественный (включая государственный) контроль за использованием бюджетных
средств и иного государственного и муниципального имущества. В современной России
второй из этих факторов крайне ослаблен, уровень легальной защиты правомочий
собственности, договоров и контрактов очень низок, действенная система исполнения
судебных решений фактически только начинает формироваться, поэтому масштабы
рентоориентированного поведения очень значительны, а эффективность использования
бюджетных средств в интересах населения, напротив, невысока.
Эти общеизвестные обстоятельства текущего периода функционирования отечественной
экономики определяют еще один разрез контрактной политики любого предприятия:
речь идет о выборе между ориентацией на заключение договоров преимущественно
«горизонтального» характера с коммерческими партнерами или же «вертикального»
характера с властными структурами.
Каждый из названных вариантов контрактной политики имеет свои положительные
и отрицательные стороны. Для стратегии горизонтальных контрактов позитивными
последствиями выступают результаты преимущественно долгосрочного характера.
Ведь сознательное «погружение» фирмы в конкурентную среду способствует в случае
успеха наработке стратегических конкурентных преимуществ, «закаливанию» фирмы
в неблагоприятной внешней среде, что позволит ей легче преодолевать будущие
трудности. Негативные последствия данной стратегии в краткосрочной перспективе
гораздо более значимы: каждая сделка оказывается результатом борьбы, с ней могут
быть связаны значительные издержки, оплата контракта не гарантирована и т.п.
Таким образом, выбор горизонтальной контрактной политики имеет смысл для тех
организаций, которые имеют долгосрочные целевые установки на рост и развитие,
а не для тех, которые нацелены на получение прибыли лишь в краткосрочном периоде
и не связывают с данным бизнесом каких-либо долгосрочных планов.
Для стратегии вертикальных контрактов в условиях современной России
позитивные последствия имеют как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
Они связаны с подключением к достаточно мощному источнику финансовых и иных
ресурсов, с обеспечением их доступности со сравнительно низкими издержками,
существенно отличающимися от уровня издержек, который потребовался бы в случае
приобретения этих ресурсов на свободном рынке, наконец, с обеспечением заинтересованного
и благожелательного отношения к фирме со стороны будущих заказчиков для последующих
сделок. Краткосрочные негативные последствия принятия и реализации
данной стратегии сводятся к повышенному риску применения санкций, если
рентоориентированный характер сделки будет вскрыт официальной проверкой, общественным
расследованием или же стараниями конкурентов. Долгосрочные негативные
последствия стратегии вертикальных контрактов – это утрата навыков честной конкуренции,
которые вполне могут потребоваться фирме в случае утраты ею своего «благодетеля»
во властных структурах или же при возможном изменении ситуации с легальной защитой
прав собственности и контрактов.
С учетом сказанного, а также конкретных обстоятельств функционирования фирмы
выбор между очерченными стратегиями определяется, в конечном счете, субъективными
оценками вероятностей наступления указанных событий обнаружения «рентной» подоплеки
заключаемых вертикальных сделок [1] , а также общей ориентацией руководителя фирмы
на долгосрочный или же краткосрочный характер ее функционирования.
[1] Очевидно, что контракты
с властными структурами, не сопровождающиеся теневым «стимулированием» чиновников,
являются не только формально, но и реально вполне обычными «горизонтальными»
контрактами и не должны рассматриваться как объект выбора обсуждаемых стратегий.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Взаимоотношения капитана судна, других членов
экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации
Взаимоотношения капитана судна и лоцмана - Кодекс торгового мореплавания
Взаимозависимые лица
Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы
Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета (Федосова Т.В.)
Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
|