Ю.И. Ребрин
Основы экономики и управления производством
Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 145 с.
8. Сущность, цели и задачи менеджмента
Разделение труда по мере развития производственных
отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица
или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим
достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности
за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет
формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления
дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления
в рамках науки управления (менеджмента).
В общем виде структуру и процессы управления можно
представить в так как на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Укрупненная структура системы управления
8.1. Функции и методы управления
Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает
по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.
1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации
системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы
управления в целом, ее структуры и функций подсистем.
2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы
управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным
целям.
3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения
целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение
конкретных функций управления.
Отсюда вытекают и основные функции систем управления:
1) макрофункции – разработка дерева целей системы управления, выработка
общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и
направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение
целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;
2) общие функции управления – предварительное управление (планирование
и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация,
мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная
связь (контроль, учет, анализ);
3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию,
техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление
производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение,
экономический анализ и т.д.
Так как теория управления предполагает необходимость
системного подхода к решению управленческих задач, то применительно к предприятию
(фирме) можно выделить поле и пространство выполнения функций управления. Пример
поля выполнения функций управления показан на рис. 8.2.
Частные функции управления
|
Общие функции управления
|
Прогнозирование и планирование
|
Организация
|
Мотивация
|
Координация и регулирование
|
Контроль, учет, анализ
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
.
.
.
|
|
|
|
|
|
n
|
|
|
|
|
|
Рис. 8.2. Поле управления
Пространство управления можно получить, если к плоскости
поля управления добавить ось координат макрофункций управления.
Конкретные функции управления тесно связаны со
спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление,
финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Например, реализация
функций в области маркетинга включает:
- организацию сбора и обработки маркетинговой
информации;
- выбор целевых рынков и их сегментирование;
- применение маркетинговых решений по продукту;
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
- продвижение товара;
- выбор и реализация ценовой политики;
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются
следующие конкретные функции управления:
- организация инновационного процесса;
- выбор и реализация стратегии НИОКР;
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
- внедрение результатов НИОКР;
- защита результатов НИОКР.
К задачам планирования производства относят:
- выбор технологического процесса;
- планирование программы производства;
- планирование последовательности производства (оперативное планирование);
- формирование производственных систем;
- содержание и эксплуатацию оборудования;
- организацию материально-технического снабжения.
Финансовое управление предприятием включает:
- приобретение финансовых средств;
- использование финансовых средств;
- управление ликвидностью;
- структурирование капитала и имущества;
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
- финансовое планирование и финансовый контроль.
Таким образом, конкретные функции управления фирмой
можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.
Методы управления. В социально-экономических
системах управления применяют свойственные только им методы управления, под
которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия
субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:
- административно-правовые (организационно-распорядительные);
- экономические;
- социально-психологические.
Административные методы управления основаны на отношениях
властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают
в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы
и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления.
Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в
виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.
Экономические методы управления основаны на возможности
использования экономических отношений элементов социально-экономической системы
в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий
(фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования,
подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников
в прибыли предприятия и т.д.
Социально-психологические методы управления учитывают
социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные
роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения
целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными
параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив
предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и
масштабные характеристики и т.п.
Различное сочетание методов в пределах подсистем
управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим
положением различных методов управления. Различают авторитарный, сопричастный
и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют
на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический,
бюрократический, патриархальный и благосклонный).
Иерархия управления
В системах управления существует иерархия (пирамида)
управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия
решений, авторитету, положению.
Иерархия управления - инструмент для реализации
целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем
больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических
решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации
менеджеров, их личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота
управленческих решений, доля оперативных видов деятельности (рис.8.3).
Рис. 8.3. Иерархия менеджмента
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Сущность, цели и задачи менеджмента
Сущность, цели и задачи менеджмента
Сущность, цели и функции бизнеса
Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга (Алесинская Т.В. и др.)
Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
|