Г.Я.
Гольдштейн
Стратегический менеджмент: конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995. - 93 с.
1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
1.1. Сущность стратегического
менеджмента
Возвращаясь к курсу "Основы менеджмента", вспомним, что менеджмент
заключается в определении:
- "где мы находимся?",
- цели нашей деятельности ("куда мы идем?"),
- возможных путей ее достижения ("как идти?"),
- критериев выбора оптимального пути,
- конечного результата ("куда пришли?"),
- разницы целей и результатов для использования этой информации в дальнейших
циклах управления.
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные
цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа
действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным
признаком хорошего менеджмента компании.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,
- анализ внешней среды фирмы,
- анализ ее внутренней обстановки,
- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы,
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы,
- проектирование ее организационной структуры,
- выбор степени интеграции и систем управления,
- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Все это отражено на рис.1.
Рис.1. Содержание стратегического менеджмента
1.2. Основные требования к стратегическому
менеджеру
Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся
сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой
стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности
всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными
менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают
реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа,
обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя
всей организацией в стратегическом смысле.
По мнению Э. Враппа (университет Чикаго) наиболее
удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:
- быть хорошо информированы,
- уметь управлять своими временем и энергией,
- быть хорошими политиками (создателями консенсуса),
- они не должны быть, как эксперты,"зациклены",
- способностью продвигать программу в частных направлениях.
Хорошая информированость предусматривает возможность
принятия широкого диапозона управленческих решений на разных уровнях управления.
Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации,
что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей.
Они должны уметь распределять свое время и энергию
среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать
ответственность, а когда надо включаться в частное решение.
Хороший политик должен обладать искусством достижения
консенсуса на основе своих идей, а не давить своим авторитетом для их продвижения.
Он должен действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор.
Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера
определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складующийся
обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей,
но надо быть готовым к их корректировке.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Предмет и задачи курса
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Предмет и задачи курса
Предмет залога
Предмет и задачи курса
Предмет и метод гражданского права (Под ред. Баранов П.П., 2006)
Предмет и метод международного права
|