Г.Я.
Гольдштейн
Инновационный менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.
11.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
11.1
Место информации в НИОКР
Так как принятие любого управленческого решения опирается на тот или иной информационный
базис, то значение информационного обеспечения НИОКР трудно переоценить. По
существу, любые решения по НИОКР направлены в будущее (и часто достаточно далекое),
проверка правильности решений осуществляется через значительный промежуток времени,
степень неопределенности имеющейся информации очень велика. Таким образом, можно
утверждать, что управление в НИОКР - это управление по слабым сигналам [4],
управление по прогнозной информации.
Стратегия управления фирмой должна постоянно впитывать в себя новые данные
по экономической системе, переменам в обществе и политике не только в собственной
стране, но и на мировом уровне.
Современный менеджмент должен учитывать тенденции:
- ускорения глобализации бизнеса, приобретения всемирных масштабов рынками
товаров, услуг и технологий;
- ускорения процессов технологического обновления, что ведет к интенсивному
взаимодействию науки и сферы НИОКР;
- роста риска конфликтов в мире из-за автономизации народов и наций.
Подлинная информация для предпринимателя существует лишь в том случае, если
предварительно имеется намерение (замысел), цель, проект. Намерение предопределяет
отношение к анализу окружающей действительности, что в свою очередь выражается
в пробуждении внимания, которое и позволяет выделять нужную информацию из общего
шумового информационного фона. Иначе говоря, истинная информация является результатом
взаимодействия двух сущностей "намерение - внимание". Только
в этом случае становится возможным создание эффективного метода сбора и обработки
информации без ненужных потерь времени, путаницы и риска утонуть в безбрежном
море информации.
В НИОКР, прежде всего, принимается стратегическое решение - определение
направления работ. Принятие этого решения (намерения) определяет потребность
в конкретной информационной базе. Далее принимаются тактические решения по выбору
наилучшего пути достижения цели (и этим определяется потребность в соответствующей
информационной базе) и, наконец, ежедневно принимаются оперативные решения конкретных
вопросов НИОКР (что требует своей информационной базы).
Таким образом, роль информации в НИОКР базируется на принципе неразрывности
триады: цели - потребности - базы (в [17] это называется принципом 3В – по-французски
buts-besoins-bases).
11.2.
Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы
Стратегические решения по НИОКР прямо влияют на их судьбу и жизнеспособность.
Из-за все усиливающейся нестабильности на мировом рынке [4] их число постоянно
растет. Их последствия все труднее прогнозировать, а цена ошибки повышается.
Все это предопределяет важность стратегической информации. По методу 3В следует
определить стратегические цели, затем стратегические потребности и, наконец,
перейти к стратегическим информационным базам. Первые два этапа соответствуют
стратегическому анализу и рассмотрены в курсе “Стратегический менеджмент” [5].
На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений
для наблюдения (естественно, специфическую для каждой фирмы). Например, она
может включать:
1) основные тенденции по странам (развитие экономики, групп потребителей, основных
направлений потребления товаров фирмы, динамика вкусов и т.д.);
2) технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая
среда, достижения науки);
3) действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение,
бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);
4) возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями
применения).
Тактическая цель заключается в выборе наилучшего средства достижения стратегической
цели и в контроле неизменности условий, которые предопределили этот выбор.
Соответственно возникают потребности двух родов: характеристики основных направлений
деятельности и материалы по окружающей среде. Эти потребности настолько различны,
что требуют информационных баз двух видов - “по запросу” и “мониторинг”.
Пример базы "по запросу”:
- какие изделия имеются на рынке;
- что объявляют конкуренты о новых товарах;
- над чем работают их конструкторские и исследовательские организации;
- в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные изменения;
- может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;
- благоприятно ли законодательство для бизнеса;
- можно ли использовать существующие производственные мощности;
- если нет, то каковы затраты на их переналадку.
Пример тактической базы "мониторинг":
- основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);
- зоны и территория деятельности;
- производственные мощности и способы производства;
- патентная и лицензионная активность;
- законодательство;
- снабжение (ресурсы, поставки);
- социально-политическая обстановка.
Оперативные потребности в первую очередь касаются благоприятных возможностей
и угроз для фирмы. Здесь требуется свежая, точная, надежная информация (цены,
клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.).
Конечно, информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях,
завтра может получить стратегическое значение. Поэтому для фирмы рационально
объединять все информационные базы в одной картотеке. Опыт подсказывает, что
для фирмы рационально иметь следующие базы:
- конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);
- рынок (потребители, каналы сбыта, цены);
- технология (конструирование, производство, использование);
- законодательство;
- ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);
- общие тенденции (политические, экономические и т.п.).
11.3.
Основные источники и каналы информации
Известно, что 95% всей информации составляет несекретная информация. Действительно,
можно полагать, что при запуске фирмой новой продукции можно сохранить в тайне
эти намерения от конкурентов. Однако уже были запрошены кредиты под НИОКР, проводилось
изучение рынка, исследовались и покупались патенты, материалы и комплектующие
изделия, запрашивались разрешения на новую продукцию и т.д.
Основные семейства источников информации для любого предприятия:
- клиенты (их покупатели, кадры);
- поставщики;
- банкиры;
- общественные службы (рекламные агенты, связь, подрядчики по специализированным
работам);
- распределители и агенты;
- консультанты и эксперты;
- местная, национальная и международная пресса;
- специальные издания и банки данных;
- ярмарки, салоны и конференции;
- администрация (правительство, местные органы и т.д.).
Можно перегруппировать эти источники в каналы информации:
1) общие публикации + специальные публикации и банки данных (канал “Текст”);
2) клиенты + поставщики + банкиры + распределители и агенты (канал “Фирма”);
3) общественные службы + консультанты + администрация (канал “Консультант”);
4) ярмарки, салоны, конференции (канал “Беседа”).
По каналу “Текст” фирма получает 30 - 40% информации. Канал “Фирма”
появляется в результате контактов персонала фирмы со всеми партнерами - это
еще 30 - 40% информации. Канал “Консультант” обеспечивает примерно
10 - 15% информации. Через канал “Беседа” проходит 5 - 6%
информации. Кроме того, информация может быть получена фирмой случайно (канал
“Джокер”).
На рис. 34 показан путь информации из окружающего мира к фирме.

Рис. 34. Путь информации
Конечно, для различных баз информации важность тех или иных каналов обычно
разная. Это отражено в табл. 11.1. Здесь использованы следующие обозначения
каналов: Ф - фирма, Т - текст, КС - консультант, Б - беседа.
Таблица 11.1
Значимость основных каналов информации
Базы информации
|
Каналы по мере убывания значимости
|
Конкуренция
|
Ф
|
Т
|
КС
|
Б
|
Рынок
|
Ф
|
Т
|
КС
|
Б
|
Технология
|
Ф
|
Т
|
Б
|
КС
|
Законодательство
|
КС
|
Т
|
Ф
|
Б
|
Ресурсы
|
КС
|
Ф
|
Т
|
Б
|
Тенденции
|
Т
|
КС
|
Ф
|
Б
|
11.4.
Организация службы информации фирмы
Организацию службы информации современной фирмы рассмотрим на примере фирмы
“Samsung” (Южная Корея), которая является ярким представителем “новых азиатских
драконов”. В основе успеха таких фирм лежит признание того факта, что информация -незаменимое
и жизненно важное сырье. В 1989 г. торговый оборот концерна “Samsung” превысил
30 млрд. долларов США, на его предприятиях было занято более 150 000 человек.
Каждая из фирм, входящих в концерн, имеет в составе службы информации две группы:
- систему стратегической и перспективной информации ССПИ (каналы “Текст”
и “Консультант”);
- систему тактической и оперативной информации СТОИ (каналы “Фирма”, “Беседа”).
В таблице 11.2 показан вклад этих систем в создание баз данных.
Таблица 11.2
Вклад ССПИ и СТОИ фирмы "Samsung"
в базы данных (в %)
Базы данных
|
ССПИ
|
СТОИ
|
Конкуренция
Рынок
Технология
Законодательство
Ресурсы
Тенденции
|
10
10
50
90
80
90
|
90
90
50
10
20
10
|
Обычно ССПИ подчинена генеральному офису фирмы. Туда поступают все данные,
собранные СТОИ, каждой функциональной службой или отделениями (СЗХ) фирмы. В
сильно диверсифицированных фирмах применяется децентрализованная система информации,
когда имеется несколько ССПИ и головная служба в генеральной дирекции.
В фирме “Samsung” в группе ССПИ занято 15 человек. Задачи группы:
- комплексное наблюдение за экономической ситуацией в Южной Корее и на
основных зарубежных рынках;
- наблюдение за южно-корейским экспортом;
- анализ политического риска по различным странам;
- сбор политической и военной информации по основным рынкам;
- наблюдение за деятельностью конкурентов;
- проведение исследований по специальным запросам руководства;
- распространение информации по всем заинтересованным руководителям и специалистам.
Группа еженедельно издает информационный бюллетень (“Факты и информация”),
а два раза в месяц - бюллетень по экономическим и политическим вопросам и бюллетень
по обзору прессы и новинок специальной литературы. Кроме того, ежемесячно издается
сборник “Экономические показатели”, который содержит ключевые статистические
и экономические показатели по 90 странам. Этот сборник издается карманным форматом,
чтобы все руководящие работники и специалисты могли его иметь постоянно при
себе. Группа издает два раза в год обзор состояния основных рынков сбыта фирмы.
Группа СТОИ занимается исключительно текущими задачами. Свое "информационное
сырье" она получает от многочисленных представительств. Это в первую очередь
информация о рынках и конкурентах. Всего в группе 17 человек, которые распределены
по географическим зонам. Зарубежные представительства числом более 5 человек
обязаны ежедневно представлять отчет DI (Daily Information - ежедневная
информация). Неписаное правило - каждый работник должен давать руководителю
не менее одного информационного сообщения. На основании этих сообщений группа
ежедневно составляет сводку наиболее важных событий. Кроме того, делается сводный
аналитический отчет, который размножается в ограниченном контролируемом числе
экземпляров для высших руководителей и подлежит уничтожению после прочтения.
Как уже указывалось выше, большую часть информации “добывать” не надо. Надо
лишь ее собирать, обобщать и доводить до тех, кто может ею в фирме воспользоваться.
Правительство Японии еще в 1957 г. организовало Японский научно-технологический
информационный центр (JICST), который ежегодно анализирует 11 000 журналов
(из них 7 000 - зарубежных), 15 000 технических отчетов и рассылает
более 500 000 резюме. Как удачно заявил Коносуке Мацусита, на Западе совершается
два смертельных греха - ищется то, что уже было найдено, и покупается то, что
можно иметь бесплатно [17]. Следует отметить, что для большинства японских корпораций
затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота.
11.5.
Итоговые выводы по главе 11
1. Информация не имеет смысла без связи с намерением (действием): информация
= намерение + внимание.
2. Для получения качественной информации необходимо: сформулировать цели,
определить потребности, построить информационные базы для наблюдения.
3. Для деятельности фирмы обычно достаточно шести баз данных: "конкуренция",
"рынки", "технология", "законодательство", "ресурсы",
"общие тенденции".
4. Информация на 95% открыта и представляет частный интерес, если ее распространение
ограничено.
5. Для сбора и обработки информации необходимо иметь два подразделения:
систему стратегической и перспективной информации и систему тактической и оперативной
информации.
6. Координация деятельности этих подразделений осуществляется в рамках
централизованной и децентрализованной организационных структур. Выбор типа структуры
зависит от типа фирмы.
7. Сейчас, в условиях увеличивающейся нестабильности мирового рынка, экономических
войн, решающее преимущество может обеспечить только владение и использование
информации.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Экономическая природа ценных бумаг
Стратегии бизнеса: Экономическая природа контракта и содержание контрактной политики
Экономическая неопределенность. Риски, страхование, экономическая безопасность
Экономическая рента
Экономическая рента и распределение доходов (Фролова Т.А., 2009)
Экономическая роль и функции современного государства
|