Арутюнова Д.В.
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
12. Анализ и управление портфелем компании
12.1. Критерии выбора портфельной стратегии
Принятие решения о диверсификации основано на
построении альтернативных портфелей взаимосвязанных рыночных позиций. Портфель
СЗХ - это
совокупность самостоятельных хозяйственных подразделений, принадлежащих одному
владельцу. Выбор наилучшего портфеля основан на анализе таких характеристик,
как состав портфеля, определяющие СЗХ, вектор роста и развития, конкурентное
преимущество, синергизм, гибкость. При выборе вариантов диверсификации на
первый план выходят две проблемы.
1. Баланс ближайших и долгосрочных целей и
достижение необходимой гибкости позиций компании. В ходе анализа следует учитывать, что цель
организации описывается не единым показателем, а вектором показателей. Предполагается,
что портфель СЗХ компании должен быть сбалансирован, в первую очередь с точки
зрения финансовых потоков, что позволит достичь определенного уровня краткосрочной
и долгосрочной финансовой привлекательности.
2. Фактор риска, связанный со
стратегическими решениями. При проведении портфельного анализа, обрабатываются
агрегированные данные, характеризующие отрасли или области бизнеса, а не
конкретные варианты стратегических действий. Поэтому при формировании портфеля
СЗХ необходимо учитывать источники неопределенности, связанные с прогнозированием
среды, оценкой результатов и реакцией конкурентов.
Алгоритм выбора портфельной стратегии основан на
концепции «семи детерминант» (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Семь детерминант выбора портфельной
стратегии
Ниже приведен алгоритм формирования портфеля СЗХ:
1) прогнозирование перспективных параметров шести
из семи детерминант (всех, кроме конкурентного потенциала, оцениваемого на
момент проведения анализа);
2) формирование нескольких портфелей стратегий с
учетом миссии, целей, конкурентного потенциала компании.
3) анализ эффективности вероятных портфелей и
выбор варианта, наиболее близкого к оптимальному.
В табл. 12.1. представлены инструменты
стратегического управления, привлекаемые в процессе реализации алгоритма.
Далее будут рассмотрены различные матричные методики,
позволяющие сделать вывод о необходимости корректировки портфеля СЗХ и
достижения оптимального варианта.
Таблица 12.1
Инструменты формирования портфеля СЗХ компании
Этапы алгоритма
|
Возможные инструменты
|
Прогнозирование
шести детерминант
|
- прогнозирование
на основе «слабых» сигналов
- экстраполяционные
методы
- причинно-следственные
методы
- субъективные
методы
|
Формирование
альтернативных вариантов портфелей
|
- классификация
стратегий и морфологическая карта
- анализ
внешней и внутренней среды организации
- матричные
методы анализа
- подходы
к управлению спросом и предложением
|
Анализ и выбор оптимального
портфеля
|
- функционально-стоимостной
анализ
- методы
финансовой оценки
‑математические
модели
|
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитология)
Криминалистическое следоведение (трасология) (Батычко В.Т., 2009)
Криминалистическое оружиеведение
Критерии и система показателей эффективности производства
Бухучет и налогообложение для малых предприятий: Критерии малого предприятия
Критерии оценки новой продукции
|