Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 1. СЕРВИС И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА
3. Историческое развитие сервисной деятельности
В
доиндустриалъном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние
стадии развития капитализма) промышленность либо еще не возникла, либо давала
работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись
населения, проведенная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее
распространенные в стране профессии – сельскохозяйственные работники и домашние
слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг.
Низкая
производительность и перенаселенность обуславливают большую долю недозанятого
населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг. Поскольку
работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания,
работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской
эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным.
В индустриальном,
т.е. зрелом капиталистическом и социалистическом, обществе развитие
промышленности привело к резкому сокращению численности домашней прислуги.
Главная задача экономики в эту эпоху – массовое производство товаров.
Развитие
сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум
направлениям.
Во-первых,
скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине.
Во-вторых,
многочисленные услуги, выполнявшиеся ранее в домашнем хозяйстве (например, в
крестьянской семье), передаются мелким фирмам и независимым частным
предпринимателям. Разрабатываются многофункциональные приспособления,
облегчающие домашний труд (стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны и т.
д.), создаются предприятия, занятые их ремонтом и обслуживанием.
Расширение
сектора услуг происходило в экономике как капиталистических, так и
социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности состояло, в
основном, в том, что в социалистических странах была больше развита сеть
бесплатных услуг, а в капиталистических – платных.
Постиндустриальное
общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй
половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не
производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому
постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как «информационное
общество» и «экономику услуг».
В
постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые виды услуг.
Это гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и
профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Историческое развитие денег
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Исторический генезис экономической системы
Исторические аспекты развития правоотношений по вопросам интеллектуальной собственности. Контрольные вопросы
История возникновения бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет: История возникновения и развития учета
История возникновения термина "актуарий"
|