Т.А. Фролова
Экономика предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 9. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Продукция предприятия, ее качество
Результат
труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая
на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится
в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия
(продукции).
Продукция
предприятия подразделяется на несколько видов (рис. 8.1).
Готовая
продукция – это изделия промышленного предприятия, которые
завершены производством, соответствуют государственным стандартам или
техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены
документами, удостоверяющими качество, и предназначены для реализации на
сторону.
Полуфабрикаты
– это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из
производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном
производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть
переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.
Рис. 8.1.Классификация продукции по назначению и степени
готовности
Незавершенное
производство – это продукция, не получившая законченного вида в
пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на
склад готовой продукции.
Продукты труда
распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и
предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары).
Планирование и
учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и
стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном
выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи
условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные
показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м).
Степень
удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной
номенклатуры и ассортимента.
Номенклатура
– это укрупненный перечень наименований продукции, выпускаемой предприятием
(работ, услуг). Например, обувь кожаная.
Ассортимент
– это перечень наименований изделий по видам, типоразмерам, сортам, маркам в
определенном количественном соотношении. Например, обувь кожаная мужская 42
размера.
Объем
продукции в стоимостном выражении определяется показателями:
1. Товарная
продукция (ТП) - это стоимость продукции, предназначенной для реализации.
Объем товарной продукции включает стоимость готовой продукции, предназначенной
для реализации и своему капитальному строительству; полуфабрикатов своей
выработки и продукции вспомогательных, подсобных хозяйств, предназначенных для
отпуска сторонним организациям; работ промышленного характера для сторонних
организаций; ремонтных работ по заказам со стороны; запасных частей для
реализации сторонним организациям.
2. Валовая
продукция (ВП) - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной
предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает
изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного
периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы.
Можно
рассчитать объем валовой продукции по формуле:
ВП
= ТП + (Нк.г – Нн.г),
где Нн.г,
Нк.г – остатки незавершенного производства на начало и конец года.
3. Чистая
продукция (ЧП) характеризует вновь созданную стоимость в результате
промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период.
Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат
(МЗ) и суммы амортизационных отчислений (АО):
ЧП
= ВП – МЗ – АО.
4. Реализованная
продукция (РП) - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной
покупателем в отчетном периоде. Товарная и реализуемая продукция по
составу не отличаются, количественно они различаются на величину остатков
нереализованной готовой продукции.
Объем
реализованной продукции по плану определяется по формуле:
РП = Он + ТП – Ок,
где Он, Ок –
остатки нереализованной продукции на начало и конец периода.
Качество
продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее
пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее
назначением.
Показатель
качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или
нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую
применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или
потребления.
Для
определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему
общих показателей, в которую входят:
-
доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их
объеме;
-
коэффициент обновления ассортимента продукции;
-
доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;
-
доля производственного брака;
-
относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и
др.
Основными
элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются:
стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества;
государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил;
внутрипроизводственный и технический контроль качества.
Стандартизация
– это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в
определенной отрасли.
Стандартизация
охватывает установление:
а) единиц
измерений, терминов и обозначений;
б) требований
к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;
в) единой
системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;
г) требований,
обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность
материальных ценностей;
д) единых
систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и
методов организации производства и т.п.
Основой
стандартизацией являются стандарты и технические условия.
Стандартом
называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к
группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции,
правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
В зависимости
от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические
документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые
стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ,
стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты.
Технические
условия - нормативно-технический документ, устанавливающий
требования к конкретной продукции (моделям, маркам).
Сертификация
- это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном
международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача
соответствующего документа (сертификата).
Сертификация -
важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее
качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности,
пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты.
Государственный
надзор за качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации,
метрологии и сертификации и его территориальные органы - центры стандартизации,
метрологии и сертификации.
Внутрипроизводственный
технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля
(ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня
качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем
непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на
условия и факторы, формирующие его.
Основными
задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе
являются:
-
систематическое приведение уровня качества продукции к существующим,
зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное
воздействие на развитие потребностей;
-
обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем
рынках;
-
определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию
новых видов продукции;
-
определение состава целевых программ качества и др.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Продолжительность рабочего времени при работе
по совместительству
Продолжительность рабочего времени
педагогических работников - Трудовой кодекс
Продолжительность работы накануне нерабочих
праздничных и выходных дней
Продукция предприятия, ее качество
Продукция предприятия, ее качество (Фролова Т.А.)
Проезд на запрещающий
сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
|