Т.А. Фролова
Экономика предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1. Понятие себестоимости
Себестоимость
продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты
предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).
Себестоимость
продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая
категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает,
во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже
себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.
Исчисление
себестоимости продукции предприятию необходимо для:
-
оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
-
определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
-
осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
-
выявления резервов снижения себестоимости продукции;
-
определения цен на продукцию;
-
расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии,
организационно-технических мероприятий;
-
обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с
производства устаревших изделий и т.д.
Себестоимость
продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы
предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним
непосредственно.
Воздействие
государства на формирование себестоимости продукции проявляется в следующих
случаях:
-
подразделение затрат предприятий на текущие затраты производства
и долгосрочные инвестиции;
-
разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость
продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых
результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления
и др.);
-
установление норм амортизации основных средств, тарифов
отчислений на социальные нужды, размеров различных налогов и сборов.
Кроме
того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и
включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для
целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в
установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные
расходы, представительские расходы).
Исчисление
себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:
1) в
зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают
себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;
2) в
зависимости от количества продукции – себестоимость единицы продукции, всего
объема выпущенной продукции;
3) в
зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта
калькулирования – полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную)
себестоимость;
4) в
зависимости от оперативности формирования себестоимости – фактическую, нормативную,
плановую;
5) в
зависимости от центра учета затрат выделяют:
а) цеховую
себестоимость – представляет собой затраты цеха, связанные с производством
продукции;
б)
производственную себестоимость – помимо затрат цехов включает общехозяйственные
расходы;
в) полную
себестоимость – отражает все расходы на производство и реализацию, складывается
из производственной себестоимости и коммерческих расходов.
Таким
образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие
себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей
идет речь.
Одним из основных условий получения достоверной информации
о себестоимости продукции является научно обоснованная классификация затрат,
включаемых в ее состав.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Понятие сделки
Понятие рабочего времени. Нормальная
продолжительность рабочего времени - Трудовой кодекс
Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
Понятие себестоимости и задачи учета затрат
Понятие семейных отношений (Батычко В.Т., 2011)
Понятие семьи и ее признаки
|