Т.А. Фролова
Экономическая теория
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1. Структура государственного бюджета
Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на
определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников
поступления государственных доходов и направлений расходования средств.
Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в
планируемой перспективе должны быть сбалансированы.
Роль бюджета в национальной экономике значительна:
1.
Госбюджет является частью финансов
страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство
способно вмешиваться в рыночные механизмы.
2.
Бюджет является способом
аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических
проблем.
3.
Наличие бюджета позволяет решать
сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности,
здоровья нации и др.).
Государственный бюджет составляется правительством и
утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в
руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на
экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации,
трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).
Государственные закупки – это спрос правительства на
товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые
осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо
товаров и услуг.
Принципы построения
госбюджета:
1. Единство бюджетной системы
(единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной
классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
2. Разграничение доходов и
расходов между уровнями бюджетной системы.
3. Самостоятельность бюджетов
всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
4. Сбалансированность бюджета
(нет дефицита.).
5. Эффективное и экономичное
использование бюджетных средств.
6. Достоверность бюджета
(надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
7. Полнота отражения доходов и
расходов бюджета.
8. Гласность.
9. Адресный и целевой характер
использования бюджетных средств.
По степени разделения власти
между центром и административно-территориальными образованиями все государства
подразделяются на три вида:
1.Унитарное (единое)
государство – это форма государственного устройства, при которой
административно-территориальные образования не имеют собственной
государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие
для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление
экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная
система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и
местного бюджетов.
2. Федеративное
(объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой
государственные образования или административно-территориальные образования,
входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают
определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между
ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств
трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и
местных бюджетов.
3. Конфедеративное (союзное)
государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для
достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства
формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств –
членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:
-
федерального бюджета РФ;
-
бюджетов
национально-государственных и административно-территориальных образований,
называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним
относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые,
областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга;
-
местных бюджетов (городские,
районные, поселковые, сельские).
В зависимости от влияния на процесс расширенного
воспроизводства бюджетные расходы делятся на:
1) текущие (на обеспечение текущих потребностей);
2) капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет
развития.
К бюджету текущих расходов относятся
расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ,
объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической
культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти
и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в
расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования
на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными
вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические
программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований,
выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное
воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость
перевооружения производства, НИОКР.
Средства из бюджета развития используются
на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе для реализации
инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Структура воздушного пространства
Структура бюджетной системы Российской Федерации - ст.10 БК РФ
Структура бюджетного
законодательства Российской Федерации
Структура государственного долга Российской
Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации
Структура государственного долга субъекта
Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта
Российской Федерации - ст.99 БК РФ
Структура данных КУ
|