Т.А. Фролова
Экономическая теория
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 1. МАКРОЭКОНОМИКА: ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ
1. Возникновение макроэкономической теории
Несмотря на то,
что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная
с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом,
предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в
30-е – 40-е годы XX
века. Катализатором для этого послужила Великая депрессия 30-х годов, приведшая
к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым
невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения
этих стран оказалась на гране нищеты. Демократическое правительство было
озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в
разработке экономических способов борьбы с депрессией.
Появление в 1936
году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория
занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как
самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что
рыночная экономика не всегда способна к саморегулированию, как это считали
классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом
случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма
цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного
спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской
революцией» в экономике.
Следует также отметить
еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это
появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных
позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический
явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической
науки.
В процессе
развития в макроэкономике сложились две основные школы.
Классическая
школа полагала,
что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к
полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет
необходимости в государственном вмешательстве.
Кейнсианская
школа
исходила из несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения
макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию
неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. А
это требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной
политики.
Кейнсианская
модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х
годов XX века. В 70-х годах возникла
новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину
подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла
так называемая кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр
классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее
основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся
рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное
предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской
кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации
согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий,
которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую
макроэкономику.
Параллельно развивалось
и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе
соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Возникновение и сущность денег
Возникновение и сохранение прав, обременений
(ограничений) на образуемые и измененные земельные участки - Земельный кодекс
Возникновение и развитие органов прокуратуры
Возникновение макроэкономической теории
Возникновение права залога - ст.341 ГК РФ
Возникновение права плавания под Государственным
флагом Российской Федерации
|